Изделие из природного материала техники

Изделие из природного материала техники

Осибана

Осибана (прессованная флористика) (рис. 26) — вид флористи­ки, заключающийся в составлении картин с помощью природных материалов (листьев, цветов, пуха, мха, перьев, скорлупы и т.д.).

Наибольшее распространение эта техника получила в Японии около 600 лет назад, где из засушенных растений составлялись целые картины. Осибана получила распространение в Викториан­скую эпоху, когда было популярно собирать различные растения, высушивать их, а затем хранить в качестве украшения. Параллельно с осибаной развивалось составление и оформление гербария. Отли­чие состояло в том, что цель гербария — сохранить красивые и ред­кие растения для последующей демонстрации. Гербарии собирали в основном люди, имеющие отношение к ботанике или увлеченные ею. Осибана связана с эстетическим применением засушенных рас­тений, из которых можно составить целостное изображение.

В России осибана активно использовалась Зинаидой Мамон­товой, которая многие годы занималась ею, придумывая разные технологии засушивания и обработки природного материала.

Сегодня существует множество способов работы с природным материалом в технике осибаны. Чаще всего цветы, листья, семе­на, тополиный пух, трава и другие материалы высушиваются под прессом или в гербарной сетке. Иногда растения подвергаются предварительной обработке, за счет чего они становятся плоскими, некоторые меняют цвет. После того как подготовлен материал, его размещают и приклеивают (закрепляются разными способами) к основе (бумаге, ткани, картону, стеклу и т.д.). Иногда основа также требует предварительной обработки (окрашивание, состаривание, тиснение и пр.).

Материалы для осибаны:

1. Природный материал, способный приобрести плоскую основу.

2. Бумага для акварели и пастели.

3. Картон (цветной, белый, гофрированный).

4. Ножницы для работы с бумагой и тканями, а также фигур­ные.

5. Клей ПВА — универсальный или столярный, клей-карандаш, клей-спрей.

6. Двусторонний скотч, бумажный (малярный) скотч.

7. Карандаши (акварельные), ручки, маркеры с эффектами бар­хата, объема, с блестками.

8. Краски (акварельные, гуашевые, акриловые), тушь, фломасте­ры, маркеры, гелевые ручки.

Этапы выполнения изделия в технике осибаны:

1. Составление эскиза картины.

2. Подбор природного материала для картины.

3. Перенос эскиза на основу и раскладывание материала на ней.

4. Приклеивание детали к основе, закрепление верхнего слоя.

5. Дорисовывание детали, если это необходимо.

В технике осибаны используются следующие приемы работы:

■ сухое засушивание — растения помещаются под пресс, где на­ходятся определенное время;

■ грунтованное засушивание — растения предварительно покры­ваются грунтом (разведенным в воде клеем ПВА, вододисперсионной краской или акриловым лаком);

■ защитное засушивание — покрытие растений защитной термо­пленкой, которая проглаживается вместе с растениями утюгом, после чего растения вырезаются по контуру.

Икебана

Икебана или икэбана (от яп., букв, «живые цветы») (рис. 27) — искусство создания в специальных сосудах цветочных композиций, возникшее в Японии. Помимо цветов в икебане используют побеги растений, ветки, кусочки коры деревьев, шишки, плоды. Основной принцип икебаны — изысканная простота, которая достигается за счет того, что в композиции делается акцент на естественную красоту материала.

История икебаны уходит в XV в. В это время икебана имела ис­ключительно религиозную направленность, являясь своеобразным даром богам, приносимым в храм.

Искусство икебаны не является копией или подражанием форме растений. Это удивительный мир, обладающий своей философи­ей. Каждая композиция — отдельная тема, мысль, раскрываемая за счет символов и знаков, которыми обладают используемые растения. Чтобы собрать икебану, нужно владеть этими знаками и символами, уметь их комбинировать, чтобы получилась целостная композиция.

Икебана как искусство развивалась в рамках определенных школ и стилей. В Японии наиболее известны такие школы, как Икэнобо, Охара, Согэцу.

Икэнобо считается одной из первых школ икебаны, которая появилась в середине XV в. благодаря Икэнобо Сэнкэем, священ­нослужителю буддийского храма Роккакудо в городе Киото. В школе Икэнобо сохранены все традиции икебаны, а именно — цветочные композиции используются в религиозных культах, отражающих величие природы.

Охара была основана в 1897 г. В ней был создан новый стиль икебаны — морибана. Характерной особенностью этого стиля было то, что растения устанавливались в плоских низких вазах с помощью металлических наколок (кэндзанов). Таким образом, изделиями, изготовленными в технике икебаны, стали украшать не только храмы и другие религиозные сооружения, но и светские учреждения и дома.

Согэцу является наиболее современной школой, которая возник­ла в 1927 г. благодаря Софу Тэсигахара, которого западные искус­ствоведы называли «Пикассо цветов». Отличительной особенностью этой школы было то, что в икебане теперь использовались не только цветы и растения, но и камни, кусочки ткани, металл, пластика и другие виды материалов нерастительного происхождения. Такие композиции стали устанавливаться на улицах, в парках, метро. В искусстве икебаны можно выделить следующие стили:

■ рикка — самый древний стиль, чья популярность приходится на XVII в.;

■ нагэирэ (хэйка) — стиль, заключающийся в использовании высо­ких ваз с узкой горловиной, в которых растения устанавливаются у края. Если в композиции применяются ветки и стебли, которые по замыслу автора должны иметь иное направление, то в этом случае используют простые деревянные подпорки;

■ морибана — стиль икебаны, при котором растения располага­ются на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержаться вода;

■ дзиюка — свободный стиль, в котором нет четких правил и за­конов.

Материалы для икебаны:

1. Разнообразные цветы.

2. Ветки деревьев, кора, листья, стебли, побеги.

3. Камни, ракушки.

4. Различные плоды.

5. Пластиковые пластины, колечки, крупные пуговицы.

6. Металлические наколки (кэндзаны).

7. Ножницы садовые.

8. Ленты, шпагат, нитки.

Этапы выполнения изделия в технике икебаны:

1. Продумывание формы и назначения цветочной композиции.

2. Выбор стиля икебаны.

3. Подбор растений для композиции и других компонентов.

4. Закрепление основных растений.

5. Дополнение композиции необходимыми деталями.

Лозоплетение

Лозоплетение(рис. 28) существует не как искусство, а как ре­месло изготовления плетеных изделий из лозы: домашней утвари, коробов, корзин, ваз, мебели (столов, стульев, сундуков, колыбе-лей) и др.

Рис. 28. Лозоплетение

Лозой считается любой природный материал, имеющий растительное происхождение, который при определенной обработ­ке может легко гнуться и удерживать форму. Лозоплетение по праву считается ремеслом, которое дошло до наших дней практически в первозданном виде.

Этимология понятия «лозоплетение» относится к слову «лоза» («виноградная лоза»), так как из лозы многие столетия плели кор­зины. Сегодня одним из распространенных материалов для пле­тения служат ивовые прутья, которые используются как в Европе, так и в Азии. В Азии также очень популярен такой материал, как ротанг и бамбук.

История лозоплетения уходит корнями в Древний Египет, где оно использовалось для изготовления мебели. Свидетельством этого служат раскопки гробницы Тутанхамона, в которой и были найдены плетеные стулья. В Древнем Риме плетенные из прутьев ивы ложи, корзины также пользовались популярностью.

Широкое распространение плетение получило в Париже во вто­рой половине XIX — начале XX в., где фирма Тиротена занималась выпуском плетеных корзинок различной формы и назначения, мебели, декоративных колясок для кукол и многих других изде­лий, востребованных в обществе. В 50—70-е гг. XIX в. в Западной Пруссии и Баварии активно занимаются разведением лозы, а также экспериментируют с другими растительными материалами, которые могут использоваться для получения плетеных изделий.

Америка также не обошла этот промысел. Особо популярны были корзины калифорнийских индейцев, которые были больше, чем простая посуда. Каждое изделие имело свой неповторимый рисунок, служивший определенным рассказом о семье, клане

или авторе. Постепенно плетеные изделия стали не только вос­требованными вещами, но и подарком, сувениром. Выделилось два крупных направления в лозоплетении: массовое производство и эксклюзивное.

Читайте также:  Где найти камни для альпийской горки

Лозоплетение в России применялось в бытовых целях, для из­готовления корзин, рыболовных снастей. С 1913 г. плетение рас­пространилось по множеству губерний и уездов. В 1920 г. был даже выпущен каталог, в котором предлагались различные изделия для примера. Каталог служил пособием для начинающих мастеров. Постепенно складывались центры плетения, каждый из которых имел свои особенности, обусловленные характером и традициями местности. Наибольшей популярностью пользовались мастера ло­зоплетения в Московской губернии.

Объективные экономические условия, а именно строительство железных дорог, развитие торговли — все это повышало спрос на изделия из лозы, которые были прекрасной упаковкой для пере­возимых товаров. С 1840 г. во многих областях появились школы по обучению лозоплетению. Одной из первых в 80-х гг. XIX столетия была школа при бумагопрядильных фабриках Вознесенской ма­нуфактуры. Наряду с массовыми школами, где готовили мастериц для массового производства, существовали и мастерские, в кото­рых выполнялись индивидуальные заказы на плетеные изделия, отличающиеся оригинальностью и высоким уровнем исполнения. Существенный вклад в развитии таких школ внес меценат Савва Морозов.

Во время Великой Отечественной войны плетение как промы­сел претерпевало сложности из-за того, что заросли рогоза и ивы пришли в запустение. В послевоенный период шло активное вос­становление плантаций и, соответственно, промысла.

Сегодня одним из ведущих центров плетения является Одинцов­ский район Московской области, где сохранились традиции этого промысла и создаются условия для его развития.

Материалы для лозоплетения:

1. Разнообразные растения: пальмы (ротанг и рафия), деревья и кустарники (ива, виноград, орешник), злаки (бамбук, тростник), травянистые растения (банан), водоросли.

2. Специальные ножики (резаки), ножницы.

Этапы выполнения изделия в технике лозоплетения:

1. Заготовка и сортировка растительного сырья. Наиболее часто для плетения используют молодые побеги ветлы, ивы трехтычин- ковой и корзиночной.

2. Очистка от коры стеблей и веток.

3. Тепловая обработка материала (необходимо вымочить сырье в теплой воде, а в идеале — обработать паром).

4. Сушка, шлифование.

5. Сборка, лакирование или покраска.

Рисование песком

Рисование песком (песочная анимация) (англ. sand art) — срав­нительно новое и востребованное искусство, которое связано с соз­данием изображения на плоскости с помощью песка. Появилось это искусство только в конце 1970 г. Одной из родоначальниц считается американка Кэролайн Лиф, усилиями которой был создан анима­ционный фильм «Петя и Волк» по сказке Сергея Прокофьева. Это была ее выпускная работа в Национальном киноцентре Канады, где она училась. После нее эту технику использовали многие ани­маторы, в том числе венгр Ференц Цако.

Особенности данной техники — простота и лаконичность. Имен­но поэтому ею могут заниматься даже дети дошкольного возраста. Другое название этой техники — «песочная анимация» — возникло неслучайно: динамичность смены картинок способствует развитию формообразования и воображения.

Песочная анимация прочно входит в работу с детьми дошкольного и школьного возраста, ее используют психологи в коррекционной работе. Сегодня специалисты уже доказали эффективность вве­дения песочной анимации в работу образовательных учреждений и социальных служб для разрешения семейных конфликтов, уста­новления гармоничных детско-родительских отношений, коррекции эмоционального состояния детей. Рисование песком актуально и при обучении детей основам чтения, письма, формировании элементар­ных математических представлений, развития познавательных про­цессов, мелкой моторики и координации движений, воображения и творческих способностей. Песочная анимация дает возможность трансформации образа, на основе такой подвижности формируется замысел. Это похоже и на саму жизнь — все время развивающуюся и изменяющуюся, и на внутреннюю жизнь человека.

На сегодняшний день нет многочисленных свидетельств о суще­ствовании техники рисования на песке в прежние столетия. Воз­можно, это связано со сложностью хранения создаваемых рисунков. Однако популярность песочной анимации позволяет думать, что ее история еще впереди.

Материалы для рисования песком:

1. Световые столы для рисования песком.

Для изготовления светового стола необходимы: деревянный ящик (4 доски для бортиков, 2 доски для внутренних бортиков (по необходимости), 1 широкая доска для дна, уголки, шурупы- саморезы); стекло (лучше оргстекло); лампа. В ящике нужно вы­пилить отверстие по размеру светового окна, затем заложить его оргстеклом, сверху положить лист бумаги для создания равномер­ного белого фона и, наконец, закрепить его по краям скотчем или изолентой. Ящик нужно поставить на ножки, зажечь под световым столом лампу.

2. Любые сыпучие материалы: речной песок, искусственный песок, манка, мелкий чай.

Этапы выполнения изделия в технике песочной анимации:

1. Подготовить стол для рисования песком.

2. Включить подсветку, если это необходимо.

3. Нанести несколько базовых линий.

4. Дополнить уточняющими рисовальными движениями.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Разработайте презентацию по одной из техник работы с при­родным материалом.

2. Выполните изделие в технике осибана.

3. Выполните изделие в технике икебана.

4. Выполните изделие в технике работы с соломкой.

5. Выполните круглую скульптуру из природного материала

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Методические рекомендации по работе с природными материалами предназначены для педагогов дополнительного образования и учителей технологии

Скачать:

Вложение Размер
rabota_s_prirodnymi_materialami.docx 577.07 КБ
rabota_s_prirodnymi_materialami_1.docx 577.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО «Центр внешкольной работы Советского района» г. Брянска

по работе с природными материалами

В данных рекомендациях представлены материалы по работе с природным материалом, входящем в образовательную программу «Калейдоскоп творчества», разработанную на основе многолетнего опыта педагога. Разработка содержит технологию использования природного материала, описания видов природных материалов, приемов изготовления поделок, что способствует развитию у детей творческого воображения, формированию практических навыков при работе с природным материалом.

Собранные здесь материалы, приемы работы и описание изделий не исчерпывают все возможности этого вида творчества. Кроме того, поделки из природного материала, тем и хороши, что все они неповторимо индивидуальны. В природе нет двух абсолютно одинаковых шишек или камушков. А если прибавить к этому фантазию автора, то в результате каждое изделие становится уникальным.

Созданные изделия, в которых назначение и форма, материал и цвет естественно дополняют друг друга и тем самым вызывают искреннее восхищение, и называются художественными произведениями искусства. Простота изготовления, несложные приемы обработки, сохранения и выявления природной красоты имеют в наш век техники и урбанизации особую привлекательность. Доступность природных материалов, находящихся рядом с нами в городе или деревне, парке или на садовом участке, на морском побережье или в лесу, дают возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов.

Природа — замечательная мастерская. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Разнообразие природных материалов таит в себе необыкновенные возможности. Поделки из природных материалов — это не только детская забава или игрушки, а настоящие произведения искусства. Поделки из природных материалов открывают людям красоту и изысканность живой природы.

Украшение предметов обихода или создание поделок из природных материалов, берет свое начало в глубокой древности. Археологические раскопки показывают, что во все эпохи развития цивилизации, начиная с неополита, человек создавал обусловленные материалом и традицией изделия. В этом проявлялось желание людей воплотить свои эстетические потребности и замыслы в доступном материале.

Из глубины веков. [1] [2]

Хотелось бы хоть ненадолго перенестись на несколько столетий назад и посмотреть, как жили наши предки? Что они знали и умели, что любили? Жаль машины времени пока не существует , а люди те давно умерли и уже ничего нам не расскажут . .. Но из исторического далека доходят до нас старинные вещи . Такие вещи можно увидеть на художественных выставках и в музеях . Некоторые промыслы завоевали всемирную славу, другие занимают более скромное место. А иные предметы просто составляют часть народного быта и произведениями искусства не считаются .

Читайте также:  Зао протон электротекс г орел

Декоративно- прикладное искусство зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам художественного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство . Просто люди делали необходимые им в быту вещи , создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, бытовую утварь, орудия труда . Весь трудовой народ творил этот предметный мир, отражая в нем бытовой уклад , представления о счастье и красоте, национальный характер.

Народное декоративно-прикладное искусство Руси было по преимуществу к рестьянским , поэтому в нем отчетливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир . Какие понятия занимают в таком миросозерцании центральное место? Солнце, земля , вода, главные "персонажи" искусства. Солнце, которое чаще всего изображалось в виде креста, ромба или розетки. Мифическое Древо Жизни, символизирующее нескончаемое произрастание плодов земных. Наконец, Мать-Сыра-3емля , образ которой узнают в изображениях женщины с воздетыми к небу руками , словно просящих у него дождя и благодатных солнечных лучей .

Наши предки обожествляли природу, например древний человек верил, что с помощью трав можно узнать волю божества , от которого якобы полностью зависела его судьба . А букет цветов в глубокой древности являлся символом счастья , здоровья и благополучия . Нередко в народных обрядах он уподоблялся огню купальского костра. Накануне праздника Ивана Купалы (7 июля) отправлялись люди в лес, чтобы собрать там магические букеты. Высокие букеты ставили рядом с купальским костром в горшки, наполненные пеплом. Жарко горел огромный костер, а рядом с ним «пылали» священным огнем собранные в букет травы и цветы. Парни и девушки, а также все желающие прыгали по очереди через очистительное пламя костра. А старики и дети, которым одолеть костер было не под силу, прыгали через букет . Считалось, что он имеет такую же магическую силу, что и огонь праздничного костра. Люди верили , что каждый, кто перепрыгнул через него, не задев, весь год будет здоровым и удачливым. На рассвете цветы из священного букета, а также пепел из горшка разбрасывали по деревенской улице, чтобы мир и благополучие пришли в каждый ее дом.

Но живые цветы быстро увядали на солнце, что и натолкнуло мастеров заменить живые цветы изображениями букетов. Жизнь менялась, а вместе с ней менялось искусство. Мифологическое значение символов забывалось. В конце 19 века мастер уже не знал, что означают те или иные образы, но не отказывался от них. Древние символы приобрели декоративный характер , но что-то важное для людей от их первоначального смысла сохранилось до наших дней. И сегодня произведения декоративного искусства дарят нам все те духовные и эстетические ценности, которые веками накапливал народ.

Основное содержание работы:

Виды природных материалов. [3]

Природные материалы по происхождению делятся на три группы:

  • растительного происхождения,
  • животного происхождения,
  • минерального происхождения.

Природные материалы растительного происхождения : засушенные листья, семена растений (тыквы, кукурузы, фасоли, дыни, арбуза и т.д . ), засушенные травы, колосья, шишки, древесные грибы, корни деревьев.

Засушенные листья — разные по форме и величине, и окраску осенью они приобретают самую разную. Природная форма, цвет, оттенки листьев позволяют передать самые различные предметы, объекты птиц, зверей, насекомых. Желательно сохранять естественную форму листьев, но иногда из них можно вырезать отдельные детали .

Семена растений имеют красивую внешнюю форму, различаются по форме, размерам, цветам. По своему виду они похожи на лепестки цветов.

Древесные грибы — являются очень интересным материалом . Они очень разнообразны. Растут на деревьях. Из древесных грибов, осторожно собранных и высушенных, получается прекрасный материал для изготовления фигурок, цветов, ваз для букета и многого другого .

Корни деревьев имеют причудливые формы, могут служить для имитации деревьев, животных, птиц.

Природные материалы животного происхождения : яичная скорлупа, перья птиц, пух, кожа.

Яичная скорлупа — прекрасный материал, легко обрабатывается, можно использовать, как целую скорлупу, так и ее части. Из кусочков скорлупы можно выполнить мозаичную аппликацию.

Перья птиц, используют любого качества, разных размеров и оттенков, (утиные, гусиные, перья попугаев, голубей). Из них получаются прекрасные, птицы, цветы, бабочки.

Природные материалы минерального происхождения : камни, песок, глина, ракушки.

Ракушки- домики моллюсков, улиток. Это удивительно красивый, разнообразный по форме и цвету материал. В зависимости от места обитания форма и цвет ракушек меняется. Встречаются раковины, закрученные в спираль, башневидной формы или формы волчка. Для этого материала лучше выбирать речные или морские мотивы, жизнь подводного мира.

Камни — это материал, который всегда можно найти, его цвет, форма, фактура помогут создать интересные образы. Ведь камень красив от природы.

Глина — широко распространенный и доступный материал. Из нее можно вылепить кувшин для букета или детали украшения композиции.

Песок — удивительно интересный и податливый материал. Его можно использовать для получения рельефной основы изделия.

Заготовка природных материалов. [4]

Лучшее время для заготовки природных материалов — лето и начало осени . Мастерить изделия можно долгими зимними вечерами, но для этого нужно заранее позаботиться о материалах. В основном необходимые для поделок растительные материалы, за редким исключением, собирают в период их полного созревания, так как недозревшие плоды, высыхая, могут изменить форму и потерять привлекательность. Заготавливать некоторые природные материалы можно даже не выходя из квартиры, если оставлять (а не выбрасывать в мусорное ведро) косточки вишен и абрикосов, персиков и арбузов, граната и других обычных и экзотических плодов. Всюду, где бы вы не находились, посмотрите вокруг и найдете множество самых разнообразных материалов. Запасать природные материалы надо с солидным запасом, из расчета на целый год, так как с наступлением зимы невозможно отыскать нужный материал. Собранный материал лучше сохранять в специальных коробках, рассортировав его по видам и размеру, листья, лепестки цветов можно хранить в папках. Сыпучие материалы лучше класть в баночки или коробки.

Во время заготовки природных материалов необходимо помнить о нашей ответственности перед природой. Не следует ломать ветки деревьев, рвать траву и цветы с корнем, использовать в работе редкие растения.

Запомните, что собирать нужно те материалы, которые природа нам подарит!

Основы декоративной композиции. [5]

В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое. Латинское слово «компонере» означает — сочинять, располагать, составлять. Композиция — это язык художника, его средство для передачи мысли. Когда человек говорит, вас интересует в первую очередь смысл его слов. Когда вы смотрите в театре хорошую пьесу, вы живете жизнью ее героев и вовсе не отделяете от ее содержания композицию; и то и другое слито воедино . Основные вопросы композиции: какой будет размер изделия, размер изображения, где расположить композиционный центр и как его выделить, как расположить цветовые пятна, добиться их гармонии .

Ценным качеством в композиции является ее четкость, определенность. Внимание должно переходить от главного предмета к менее значимым и, наконец, к мелким деталям. Нужно так расположить детали, линии, пятна цвета, чтобы в целом было максимально выразительно, а вместе с тем обладало прекрасным качеством целостности — ни убавить, ни прибавить. Все закончено, все "работает" ничего лишнего, и каждая деталь на своем месте. Если же в глаза бросается сразу все, то за этим обычно ничего не видно. Композиция есть такое, наиболее скупое остроумное расположение всех фигур, которое способствует выражению идеи. Все лишнее выкидывайте, оставляйте только то, что необходимо, подчиняйте второстепенное главному.

Читайте также:  Все о картофеле сорта гала

При работе с природными материалами можно использовать четыре основные вида композиции: замкнутая композиция, разомкнутая композиция, симметричная и ассиметричная композиции.

Выбор правильной композиции – довольно трудная творческая задача. Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их необходимо сделать много. Из них выбрать лучший.

Что нужно знать о цвете. [6]

Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит — гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Чтобы все цвета сочетались между собой и с фоном изделия, необходимо знать основные законы цветоведения.

Светлые фигуры на темном фоне кажутся больше, чем равные им темные фигуры на светлом фоне. Холодные тона как бы "удаляются" от зрителя, а теплые приближаются. Также цвет может говорить о настроение человека. Радость и хорошее настроение передаются яркими светлыми красками. Грусть и тоска — серыми, блеклыми, как пасмурный день. Согласно правилу, все цвета, которые нас окружают, можно разделить на две группы: ахроматические (бесцветные) и хроматические — цвета, которые мы видим в своих красках: красные, синие, зеленые. Они разделяются по цветовым оттенкам и светлоте. К ним относятся все цвета радуги (спектра) — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Желто-красную часть спектра называют теплыми цветами, так как они напоминают цвет солнца, огня. Сине-голубую часть спектра называют холодными по их сходству с цветом воды, льда. Фиолетовый и зеленый цвета в различных случаях могут быть отнесены и к теплым и к холодным цветам.

В целом выбор цвета зависит от художественного вкуса исполнителя, темы выбранного сюжета и назначения изделия.

Хроматические Все цвета и оттенки Ахроматические

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Тема : Поделки из природных материалов.

Цели : — ознакомить учащихся со свойствами природных материалов, приемами и способами работы с ними;

— развивать творческие способности;

-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, навыки взаимопомощи, художественный вкус.

Оборудование : различные природные материалы, инструменты, рабочие подкладочные доски, клей, образцы поделок, детские книжки, кроссворд., работа на классмейтах (просмотр презентации).

Организация начала урока.

Сообщение темы, цели урока.

Вводная беседа. Кроссворд, анаграммы.

Изучение свойств природных материалов, приемов и способов работы с ними.

Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа. Изготовление поделки.

Заключительный инструктаж. Подведение итогов.

Домашнее задание. Уборка рабочих мест.

Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы, цели урока.

— Начнем урок с небольшой разминки:

Если в лес гулять пойдем,

Желудей там наберем.

А потом мы посидим,

Человечков смастерим (дети выполняют названные действия).

Можно сделать птичку,

Собачку и лисичку (учащиеся изображают животных).

Вот какой наш новый

Конструктор желудевый! (выполняют движения руками)

— Но сегодня в своей работе мы будем использовать не только желуди. Тема нашего урока “Что в природе уродилось, то и нам пригодилось”, и сегодня мы должны изготовить поделку, используя разнообразный природный материал.

3. Вводная беседа о природе родного края, её богатстве и красоте, неоценимой пользе для людей, бережном отношении к ней.

— Чтобы узнать, какой природный материал можно использовать для поделок, разгадаем кроссворд (см. слайд 2).

1. Тонкая березовая кора ( береста )

Лесные орехи ( фундук )

Растет в зеленой колючей оболочке ( каштан )

Покрытое оболочкой ядро плода (сливы, вишни, абрикоса) ( косточка )

8. Семейство двудольных растений, таких как горох, фасоль, соя ( бобовые )

Соцветие кукурузы ( початок )

Маленькая раковина беспозвоночных животных ( ракушка )

Бывает еловая, сосновая, кедровая ( шишка )

Семена липы, клена, ясеня ( крылатки )

9. Чашечки, в которых растут желуди ( плюски )

— На слайде 3 вы видите анаграммы, расшифровав которые мы выясним, что еще можно использовать в работе.

НЕКОРЬ (корень), ТЕВАК (ветка), ТИЛС (лист), ЕДУЖЛЬ (желудь)

— Все многообразие природных материалов представлено на слайде 4.

— Что еще не назвали? (древесные грибы, луковицы, соцветия чертополоха, репейника, семечки)

4. Изучение свойств основных природных материалов, приемов и способов работы с ними.

— Чтобы правильно использовать различные материалы в поделках, надо знать их свойства, особенности в обработке и поведение уже в готовом изделии.

Желуди и каштаны. С сырой мякотью легко поддаются резанию, сверлению, но плохо склеиваются. При высыхании делаются твердыми, хрупкими и трудными в обработке. Пересохшие желуди и каштаны можно размочить в холодной воде. Чтобы кожура при высыхании не растрескалась и не развалилась, надо покрыть поделку в местах порезов и поломок клеем. Можно покрыть её бесцветным нитролаком.

Шишки . Хорошо поддаются распиливанию и склеиванию любыми клеями. Поделки могут храниться долгие годы. При созревании и высыхании чешуйки растопыриваются. Собирать шишки надо до того, как они раскроются. Чтобы из нераскрывшейся шишки сделать раскрывшуюся, следует положить её на несколько часов в теплую печь, духовку газовой плиты или в сухое теплое место. Если раскрывшиеся высохшие шишки положить в воду и оставить до тех пор, пока чешуйки плотно прижмутся одна к другой, то шишка закроется. Чтобы шишки вновь не раскрылись, их надо покрыть жидким столярным клеем. Чтобы шишка стала согнутой: опустить в кипяток, вынуть, согнуть руками, зафиксировать изоляционной лентой, дать хорошо высохнуть, снять ленту и покрыть шишку клеем. В готовой поделке шишку необходимо покрыть с помощью кисточки клеем в прорезанных и просверленных местах.

Ракушки . Интересный, но ломкий материал. При резании крошатся и выламываются кусочками. Хорошо просверливаются сверлом и шилом. Створки ракушек хорошо склеиваются клеем.

Кора . Хорошо поддается резанию, сверлению и склеиванию любым клеем. Береста при высыхании скручивается в трубочку, сосновая кора начинает расслаиваться пластинками и легко разламывается на кусочки.

Семена-крылатки . Заготавливать надо, когда они почти совсем созрели, но ещё не утратили зеленую окраску. Поделки надо сохранять от прикосновений. Хранить семена следует в картонной коробке отдельно от других материалов. При чрезмерном высыхании делаются хрупкими и ломкими.

— При изготовлении поделок вам часто придется использовать дополнительные материалы и простейшие инструменты. Используя слайд 5, расскажите, что еще нам понадобится в работе.

5. Инструктаж по технике безопасности.

6. Практическая работа (создание поделки).

— Работать можно в парах или небольших группах. На слайдах 6 и 7 представлены образцы поделок. Разнообразие их безгранично. При работе проявите всю свою фантазию. Удачи!

В качестве наглядного пособия используются образцы поделок. Показывая их, надо обратить внимание детей на формы фигурок, положение тех или иных деталей, их крепление и сочетание.

Главным источником для детских сюжетов является литература. Поэтому следует подобрать интересные детские книжки с персонажами, которых дети смогут сделать. Можно пользоваться тематикой детских телевизионных передач. Не следует придерживаться выполнения ребятами работ по образцу, надо дать им возможность фантазировать, искать, творить по собственным замыслам.

В ходе практической работы учитель внимательно наблюдает за действами ребят, советами и рекомендациями помогает им находить правильное решение.

7. Заключительный инструктаж. Подведение итогов.

Необходимо каждой работе уделить внимание, обсудить её, подметить в ней положительные и отрицательные стороны.

8.Домашнее задание. Уборка рабочих мест.

Д.з.: провести эксперименты с шишками (раскрыть, закрыть, согнуть)

На следующих уроках или в ходе кружковой работы можно предложить детям постараться объединить все поделки и придумать сказку или интересную историю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector