Из чего делают изразцы

Из чего делают изразцы



















Полы палат XII века князя земли Владимирской, Суздальской и Ростовской Андрея Боголюбского сплошь выложены цветными изразцовыми плитками с изображениями грифонов, полульвов, полуорлов — символов княжеского могущества. Такие же плитки, относимые к XIV веку, археологи находили в Галиче, Чернигове и в Гродно.

Искусство архитектурной глазурованной керамики процветало на Руси до татарского нашествия. Неизвестно, какое развитие получило бы искусство изразца в России, если бы не ордынское иго. По мнению историков, несмотря на позитивный момент «собирания земель» и установления единой государственности на Руси, ордынское иго разрушило технологии и сложные ремесла, такие как перегородчатая эмаль, стекло, полихромная керамика, известные древним русичам задолго до появления этих технологий в Европе.

Советский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик российской академии наук Б. А. Рыбаков пишет в своей книге «Ремесло Древней Руси»: «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».

Только в городах, избежавших ордынского полона сохранились и развивались ремесла, распространившиеся после освобождения Руси и в других русских землях. Одним из таких городов был Псков.

Поливные изразцы. Псков.

В середине 60-х при восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы обнаружили на чердаке собора плитки глазурованной керамики в рыже-зеленой поливе, отнесенные ими к концу XIII — началу XIV веков. Зеленым огоньком горела в лучах солнца глазурь на куполе собора Мирожского монастыря. Отсветы этого сияния десятилетия спустя вспыхнули на куполах других псковских церквей. Обливной черепицей оделись главы многих городских храмов. С десятилетиями плитки стали меньше и аккуратнее, глазурь на них сочнее и гуще.

Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зеленым блеском глазурованные могильные плиты — знаменитые псковские керамиды. Керамиды — это большие керамические плиты, политые глазурью, имеющие сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Керамиды делались так же, как и первые книги — с помощью разборных форм. Сразу напрашивается вывод, что создатели керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий — настоятель монастыря — большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году.

Псковские мастера были известны далеко за пределами Пскова. Артели псковичан работали во многих городах Московского царства. В 1477 году псковские мастера возводят Духовскую церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Духовская церковь имеет особенное украшение: у основания ее закомар протянулся декоративный пояс из рельефных терракотовых плит. Такими же плитами украшена и церковь Ризоположения в Московском Кремле 1485 года постройки.

Поливные изразцы. Москва.

Интересные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском соборе (Собор Василия Блаженного). На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные изразцы, заложенные в стены в момент строительства собора, первоначально возводившегося беленым. Из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зеленой стекловидной глазурью, в форме звездочек — эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма — прием на Руси ранее невиданный. Похожий изразцовый декор был на церкви Сергия при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году.
Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.

Полихромные изразцы.

Уникальные цветные изразцы можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове: огромные изразцовые барельефы, высотой около трех метров сверкают цветными глазурями на северной и южной стороне собора. Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем имеет диаметр 2,93 м и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы — это было что-то совершенно новое для России. Никогда и никто до этого момента не делал ничего подобного.

Но настоящим переворотом в изразечном искусстве стало строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря, в котором впервые были применены принципы итальянского Возрождения: ордерность, розетки, ионики, листики и т. д. Но самое главное то, что зарубежные мастера, которых привез Никон, ввели новую палитру глазурей в русское изразцовое искусство: впервые стали применяться глухие стекловидные эмали и были введены в обиход синие и белые пигменты. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своим многоцветием.

Десятки тысяч полихромных изразцов украсили величественный монастырь на берегу Истры. Сооружение собора Нового Иерусалима помогло русским зодчим понять роль многоцветного изразца в декорировании зданий. Примерно 60 различных видов рельефа понадобилось мастерам для создания грандиозных панно, фризов, иконостасов. Узоры и рисунки для них они находили на страницах печатных книг и на тканях. Узор «павлинье око», столь часто применяемый в дальнейшем на изразцах многих московских храмов, взят с итальянских бархатов конца XVI века. Многие изразцы исполнены мастерами Никона по законам западноевропейской архитектуры XVI-XVII веков.

Следует отметить, что большое влияние на российскую архитектуру XVII века оказали белорусские мастера, переселяющиеся с западных земель в Москву от преследований католической Речи Посполитой. Находясь под властью польской шляхты, уроженцы белорусских городов имели возможность ознакомиться с западноевропейской архитектурой и искусством. К 1654 году белорусы переселялись уже тысячами. По переписи 1676 года около десяти процентов населения Москвы составляли выходцы из западных земель, которые принесли новой родине свои знания и профессиональные навыки. Удивительному расцвету российского зодчества при Алексее Михайловиче Романове в большой мере способствовал приток свежей «духовной крови» с Запада.

В 1654 году князь Трубецкой привез из Мстиславля гончара Степана Иванова, который прославился в последствии под именем Степан Полубес. А уже в 1658 году патриарх Никон забрал его на строительство Ново-Иерусалимского храма.
Вообще, керамика Степана Полубеса стоит в одном ряду с работами итальянских керамистов семьи делла Роббиа и француза Бернара Палисси: его значение для всемирного искусства вполне сравнимо с масштабом великих керамистов Возрождения.
Сохранилось немало работ Степана Полубеса в Москве. Кроме изразцов в Ново-Иерусалимском монастыре, впечатляют огромные горельефы в церкви Успения в Гончарной слободе, изразцы в церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, фризы «павлинье око» на соборе в Измайлово и многие другие, чудом сохранившиеся образцы архитектурной керамики плодовитого мастера.

Читайте также:  Как заправить фломастеры в домашних условиях

В последнее десятилетие XVII века Москва, словно предвидя близкое рождение новой столицы на Неве, стремилась украсить себя изысканными храмами и жилыми домами. Был расцвечен Собор Василия Блаженного, еще недавно беленый. На кремлевских башнях выросли островерхие шатры. Сооружая здания, русские зодчие старались украсить их как можно пышнее. Московских архитекторов этого периода волнует «скульптурный» облик здания, усложненность его силуэта.

Одним из последних памятников столичных изразечников стал Крутицкий Теремок, полностью облицованный многоцветными изразцами. Сотни изразцов с причудливым растительным орнаментом составили огромный ковер с неповторимым узором на фасаде здания. Наличники окон также изготовлены из глины и покрыты цветной поливой. Исполнены они в традициях модной резьбы по дереву в виде скрученных виноградных лоз. В солнечные дни, когда вспыхивали зеленые, желтые, белые, синие и коричневые блики, терем напоминал драгоценное ювелирное украшение.
Крутицкий терем стал последним и самым красочным памятником Руси боярской.

Ярославские изразцы.

Пожалуй, в России нет второго такого города, где архитектурная керамика нашла бы столь широкое и повсеместное применение. Ярославль был вторым после Москвы городом по значимости, а накопленные в Ярославле богатства превосходили по размерам государственную казну. Между Москвой и Ярославлем шло откровенное соперничество, а совпадение вкусов мастеров и заказчиков привело к тому, что в ярославском зодчестве особенно сильно сказались черты народного творчества. Искусство полихромных изразцов достигло в Ярославле наивысшего расцвета.

Ярославские мастера создали свою собственную цветовую гамму и узнаваемый типично ярославский узор. Почти все ярославские изразцы имеют единый композиционный принцип: многоцветная розетка, раскрашенная различными цветами. Всего существует шесть видов розеток: четыре — с восемью крупными лепестками, одна — с шестью и одна — с двенадцатью.

Ярославские гончары опередили время и в применении глазурованного кирпича — только в наши дни этот прием используется широко и повсеместно. Ярославцы же покрывали сторону кирпича поливой, нанося на нее ряд цветных ромбиков. Ленты из таких нарядных кирпичей окаймляют широкие изразцовые карнизы с рельефным растительным орнаментом. Существует мнение, что затейливые узоры изразцовых наличников перешли с драгоценных восточных ковров, часто попадавшихся в Ярославле из Азии по оживленной торговой дороге — Волге.

Северные изразцы. Великий Устюг.

Великий Устюг, расположенный между Москвой и Архангельском был крупнейшим торговым центром, в котором перекрещивались торговые пути на запад в Европу, на восток в Сибирь и Китай и на юг в Персию.
Богатые купцы Великого Устюга создали свое производство изразцов, по образу и подобию строгановских изразцов, завезенных купцами Строгановыми для строительства Введенского храма. На перекрестке торговых путей встретились художественные традиции старой Руси, Западной Европы и Востока, оказавшие приметное влияние на творчество местных художников и ремесленников.

Изразцами украшались в первую очередь Устюжские храмы. Привлекает к себе внимание храм Симеона Столпника, построенный в 1725 году в стиле барокко. Многочисленные полуколонки и пилястры на стенах храма увенчаны зелеными изразцовыми капителями коринфского ордера. Белые прямоугольники пилястров оживляют красную кирпичную стену, а в солнечный день изразцы порождают такую праздничную игру бликов, на которую не способен ни мрамор, ни резной камень.

Устюжские рельефные изразцы были последними представителями широко развитого семейства русской полихромной архитектурной керамики. Просуществовав до XIX столетия, они практически исчезли, оставив в роли наследников гладкие расписные или обыкновенные печные кафли.

Петровские времена.

27 июня 1709 года русская армия разбила под Полтавой шведское войско Карла XII. Для нашей изразцовой истории интересен эпизод пленения двух солдат — Яна Флегнера и Кристана, которых Петр отправил «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою». Не очень понятна логика Петра, ибо странно предполагать, что абсолютно каждый плененный швед является специалистом в керамике и способен повторить непростую технологию с нуля. Особенно учитывая, что технология была известна в Гончарной слободе Москвы и более эффективно было бы пригласить специалистов оттуда.

Однако, Петр отличался темпераментом и патологической нетерпимостью ко всему русскому, видимо, поэтому столько очевидный и простой путь был для него неприемлем. Надо отдать должное Яну Флегнеру — его шведское трудолюбие и педантичность дали свои плоды, поэтому предприятие наладило производство печных изразцов в голландском стиле. А уже в 1732 году Яна Флегнера пригласил к себе на завод Афанасий Кириллович Гребенщиков — первый российский керамический промышленник. О Гребенщикове мы писали в нашей статье «История русского фарфора».

Голландские кафли, усиленно насаждаемые Петром, в итоге обрели русское подданство и «облеклись» в русские одежды. Подобно тому, как лубок превратился из религиозной картинки в своеобразную энциклопедию народных знаний и обычаев, так же и разрисованные изразцы из декоративного украшения переродились в необычный, долго живущий «учебник» географии, истории и правил поведения. В росписях новых печных изразцов оказалась запечатленной сумма знаний и этических правил той эпохи.

Владимир и Суздаль.

Особенно ярко талант народных гончаров и живописцев проявился в расписных изразцах XVIII столетия. Все, что за века достигнуто в иконописи , в народной гравюре — все самое лучшее нашло свое место. Одни мастера создавали сложные многоплановые композиции, сходные с клеймами житийных икон. Другие применяли графичную линейность лубочных картинок. В зависимости от сюжета рождался и окружающий орнамент: дома и крепости заключались в угловатый узор, а фигуры людей или пейзажи в сложные витиеватые орнаменты.

Все кафли можно было систематизировать по сюжетам: рисунки с изображением природы и зверей, географические и этнографическе картинки, бытовые сцены, мифологические сюжеты и религиозные сцены. Мастера охотно рисовали оленей, зайца, барана, собаку, птиц. А вот изображения рыбы встречалось крайне редко. Интересны «этнографические» изображения, практически придуманные художниками: «китайский народ», «арапский народ», «брезальская (бразильская) баба», «французский комедиант».

В Суздальском музее хранятся «охальные» изразцы — пышная женщина с обнаженной грудью и задранным подолом, а внизу подпись «хотя маню да не даю». Забавные сюжеты изображены на изразцах Покровского женского монастыря: на фоне гор и домиков с китайскими крышами стоят две обнаженные девы, а к ним крадутся два кавалера. Как такие сюжеты попали на печь женского монастыря не совсем понятно, но факт остается фактом.

Читайте также:  Raspberry pi последняя модель

Калуга.

Конец XVIII — начало XIX века сопровождался расцветом калужского изразечного промысла. И если в столицах в моде были гладкие белые кафли, то калужское купечество, богатое и своенравное, не желало облицовывать свои печи столь «бедными» кафлями. Поэтому огромный изразечный калужский промысел специализировался на расписных изразцах, имеющих несколько основных изобразительных мотивов, отличающих его от всех остальных.

Основными сюжетами калужских изразцов стали «цветки» — на белом фоне рамочный медальон с рокальными завитками и цветком по центру медальона, «лимончик» — внутри голубой рамки с завитушками нарисован желтый лимон, «корзиночка» — то же, что и «лимончик», только вместо лимона нарисована корзина с цветами, «деревцо» — в рамке из шаров или ромбиков на белом овале нарисована елочка или дубок, «свадебный» — композиция та же, но вместо деревца нарисована ампирная ваза. После войны 1812 года Калуга так и не оправилась, а изразечное производство практически прекратило свое существование, сохранившись лишь в виде небольшой частной артели.

Подробнее о калужском изразце вы можете прочитать в другой нашей статье.

Серебряный век.

Ренессанс изразца в России совпал с периодом модерна в искусстве. Наверное, главным изразечником Серебряного века стал выдающийся художник Михаил Врубель, увидевший в майолике и изразцах искусственные цветные камни, завораживающие своей игрой бликов и полутонов. Врубель совершенно по-новому интерпретировал старинный материал и совместно с химиком-технологом Петром Ваулиным восстановил технологию люстрирования, забытую с XVI века. Он создал несколько печей в доме Саввы Игнатьевича Мамонтова, которые были чудом спасены от уничтожения в 1964 году В. А. Невским — энтузиастом и сотрудником абрамцевского музея.

Ночами В. А. Невский сторожил дом и печи, а днем аккуратно разбирал их, нумеруя каждый изразец, чтобы вывезти их в Абрамцево и собрать там. В результате, сегодня творения Михаила Врубеля может увидеть каждый. Творения о которых писал А. М. Горький: «Майоликовые печи Саввы Мамонтова — замечательны. Майолика — это самый артистический вид гончарного дела».

О майолике Врубеля вы можете прочитать подробнее в нашей статье «Абрамцевская керамическая мастерская». О еще одном выдающемся керамисте Серебряного века — Петре Ваулине — вы можете прочитать в нашей статье «Петр Ваулин — возрождение русской майолики».

В статье использованы материалы искусствоведа Ю. М. Овсянникова из его книги «Солнечные плитки» и альбома «Русские изразцы».

Прочитать об истории изразца в мире вы можете на этой странице.

Изразцы – одна из разновидностей керамической плитки, предназначенная для отделки печей и каминов.

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной, покрыта глазурью или не иметь покрытия вообще — терракотовый изразец. Также изразцы различаются по форме (квадрат, прямоугольник) и наличию румпы — коробчатого выступа на обратной стороне плитки. Румпа придает изделию прочность и делает печь или камин более теплоемкими.

Изразцовое искусство в России существует более десяти веков. Если вы хотите приобщиться к древнему искусству, предлагаем вашему вниманию небольшой мастер-класс. Сам процесс создания изразцов не слишком сложный, и овладеть им при желании могут люди даже без художественного образования. Особенно хорошо это занятие для совместного досуга с детьми.

Материалы для изготовления изразца просты и найдутся почти в любом доме, в крайнем случае, в ближайшем строительном магазине. Найти муфельную печь для обжига – это задача уже посложнее. Придется обзвонить мастерские по работе с керамикой.

1. Изготавливаем пластилиновую модель

Для работы нам понадобится скульптурный пластилин или любой другой, главное не слишком мягкий. На гладкой поверхности (для этого можно взять большеформатную керамическую плитку, например 30х30 см) из пластилина формируем квадрат с произвольными сторонами (например, 15х15 см) и высотой 1 см. Затем на поверхности квадрата вылепляем рисунок. Это может быть растительный или геометрический узор или любая фигура.

2. Делаем гипсовую форму

Стенки формы изготавливаются из остатков любого подручного материала: деревянные бруски, пенополиуретановый плинтус и прочее, высотой 4-5 см. В центр получившейся опалубки кладем нашу пластилиновую модель. Кстати, для того, чтобы в дальнейшем пластилиновая модель хорошо отделялась, ее можно смазать маслом, например, растительным.

Берем строительный гипс – алебастр и замешиваем его с водой в пропорции 7:10, при этом гипс засыпается в воду, а не наоборот. Консистенция раствора должна напоминать жидкую сметану. Гипс можно заменить шпатлевкой, так как раствор шпатлевки дольше сохраняет вязкость.

После просушки гипса (а он сохнет достаточно быстро – 7-10 минут), разбираем конструкцию опалубки, вынимаем пластилиновую модель и получаем готовую гипсовую форму для дальнейшей работы. Досушиваем форму при комнатной температуре. Когда форма окончательно просохнет, она будет издавать звонкий звук при ударе.

3. Изготавливаем керамический изразец

Основой для изготовления изразца служит гончарная глина, в которую добавляют различные вещества с огнеупорными свойствами: шамот, коалин и др. Надо тщательно заполнить нашу форму глиной. Движения должны быть с нажимом, чтобы не образовывалось пустот. Через несколько часов, когда глина подсохнет, аккуратно извлекаем изразец из формы.

Учтите, что глина отдает часть своей влаги форме, а потому сама уменьшается в размерах. Поэтому, будьте готовы к тому, что размер пластилиновой формы и готового изразца окажется разным. Так что, если вам надо плитку какого-то определенного размера, сделайте пластилиновую форму чуть больше.

4. Утельный обжиг

Утель – это первоначальный обжиг изделия. Для обжига нужна специальная печь с очень высокой температурой нагрева – 900-950 градусов. При этом нагрев должен быть равномерным со всех сторон. Время обжига – 3-4 часа, после этого изделие нужно оставить в печи до полного остывания.

5. Этап росписи изразца

После обжига утель можно оставить в натуральном цвете или расписать. Перед росписью изделие покрывается натуральной олифой и сушится в течение 1-2 суток. Роспись производится двумя методами.

1) Метод холодной росписи – обычно применяется для самодельных изразцов. Это наименее трудозатратный вариант, не требующий дополнительных обжигов. Для холодной росписи подойдут обычные масляные краски, а для заключительного слоя – масляный лак.

Читайте также:  Вязанная одежда для пупса своими руками

2) Ангобирование – роспись цветными ангобами. Ангоб – это декоративное покрытие из жидкой глины. Для создания ангоба взять разные по оттенку виды глины или заколеровать белую глину красящими пигментами.

Данная техника нанесения рисунка делится на два подвида:

  • нанесение глины консистенцией густой сметаны;
  • окунание изразца в воду, а затем в белый ангоб. После неполного высыхания белого фона на него наносится рисунок цветными ангобами.

6. Этап глазурования

Изразцы отличаются гладкой блестящей поверхностью. Эта гладкость достигается глазурованием. Глазурь наносится на поверхность слоем в 1-1,5 мм с помощью поливания или окунания в один прием, иначе на поверхности останутся разводы. Глазуровать можно как уже расписанный изразец, так и утель.

Глазурь можно изготовить из крахмального клейстера с толченым флюсом (стеклом). Под действием высокой температуры крахмал проникнет в поры изразца, и при запекании образует на его поверхности тонкую глазирующую пленку.

7. Окончательный обжиг изразцов

После высыхания глазурованного слоя, изразец снова обжигают в нижней камере муфельной печи, при более низкой температуре, в течение 2-3 суток. После обжига изделие остается в печи до ее полного остывания. В противном случае, на глазури появится сеточка мелких трещин.

Изразцами называют керамические изделия, которые используют для облицовки печи, а также внутренних стен дома и фасада.

На Руси изразцы были известны еще с 9 века, но особой популярностью стали пользоваться в 16 — 17 веках. Свое название изразцы смогли получить от одной технологической операции, которая применялась при изготовлении данных изделий из глины: изразцы отминались из куска глины и укладывались в специальные деревянные формы, которые были изрезаны узорами. Отсюда и название — изразцы.

Технология изготовления изразцов

Чтобы изготовить авторский художественный изразец, требуется настоящий талант, большое мастерство и опыт работы с глиной.

Для того чтобы произвести изразец, нужно выполнить два задания — изготовьте форму и отомните в нее глиняную массу. В детстве каждый из нас пробовал использовать данную технологию — мы все лепили куличики из песка.

Раньше мастера делали формы для изразцов из глины, на сегодняшний день используют для изготовления формы гипс. Гипс достаточно прочный и удобный материал — если форма износилась, можно отлить из гипса еще одну. Кстати, если форма хорошая, вы можете в нее отминать до двухсот изразцов кряду.

Изготовление формы

Чтобы изготовить хорошую форму, для начала потребуется эскиз. Это может быть простенький узор — оригинальный или срисованный с образца. После чего необходимо перевести его на предварительно раскатанный глиняный пласт, толщина которого не более 2 — 3 см и в подвяленном состоянии частично сделать вырез петлей, частично долепить.

Вылепленную модель следует подвялить, замыть влажной губкой и снять ее с формы, делая гипсовый оттиск. Для этого вокруг модели необходимо построить опалубку — удобнее всего делать ее из дощечек или фанерки. Опалубка должна отличаться прочностью и плотно прилегать к самой модели. Высота такой опалубки должна быть не больше 6 — 7 см.

Затем нужно приготовить раствор из гипса, залив его водой из расчета — 7 частей гипса на 10 частей воды. Но эти соотношения могут быть различными, в зависимости от марки гипса.

Гипс затворяют водой в "гипсовке". Зачастую мастера гончарного дела используют для этих целей половинку от резинового детского мячика. От такой поверхности гипс достаточно легко отслаивается, потому такая гипсовка быстро может быть очищена. Размешивать гипс в воде можно при помощи специального приспособления — мутовки, которая представляет собой круглую длинную палочку на конце со специальными лопостями. Ваши движения в этот момент будут вам напоминать движения первобытного человека, который добывает огонь при помощи трения палочек.

Как только вы смочите водой модель, необходимо смазать все выступы и углубления при помощи кисточки гипсовым раствором, после чего можете вылить гипс в опалубку. По прошествии 15 — 20 минут детали опалубки можно снять. Затем следует просушить гипс совместно с глиняной моделью, после чего можно разнимать их. Если у вас простая модель, гипс можно снять практически сразу после отвердения. Полученная гипсовая форма должна быть просушена, и она, практически, готова к отминке глины в нее. Только следите за тем, чтобы не пересушить гипс — это может не улучшить, а только лишь ухудшить процесс отминки изразца.

В подготовленную гипсовую форму можно начать отминать глину, таким образом, получив достаточно неплохой изразец. Однако, если у вас есть стремление к созданию настоящего шедевра, то вы оказались только на половине пути к своей цели, потому что таким образом подготавливается черновой вариант формы. Затем полученный образец необходимо уточнить, дорезать, при необходимости — долепить. Затем еще раз снять гипсовую форму, так называемую, "кап". Чтобы это сделать, необходимо повторить операцию отливки. Полученный кап необходимо довести до совершенства.

Но и это далеко не все. Вы сделали для себя рельефную плитку — гладкую или с рельефом — под роспись. Для того чтобы изразцы можно было использовать для облицовки печи, они должны быть определенной толщины, для чего к ним приклеивают румпу. Румпа это специальный короб, который собран из пластов глины, высота которых от 5 до 10 см. Клеить румпу необходимо с обратной стороны изразцов тогда, когда он находится еще в гипсовой форме.

После того, как румпа приклеивается к изразцу, в стенке румпы необходимо сделать небольшое отверстие, которое необходимо для прохождения проволоки, предназначенной для удерживания изразца при монтаже. Очень давно изразцы укладывали на глину с самыми разными добавками, даже на сырые яйца. На сегодняшний день, изразцы укладывают на хороший цемент. К сушке изразцов нужно подходить со всей серьезностью — распологайте изразцы для просушивания там, где нет сквозняка. Сквозняк может привести к деформации изразцов, их может "повести".

После полного высыхания изразцы можно ставить в обжиг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector