Игры на участке детского сада

Игры на участке детского сада

Надежда Бородулина
Подвижные игры на участке

Предлагаю подвижные игры, в которые мы играем на прогулке в теплое время года

Цель этих игр — развеселить, позабавить. Педагогическая ценность еще и в том, что в этих играх много шуток, доброжелательного юмора.

Когда ребенок играет с мячом, тренируются и другие органы чувств.

Зрение: Ребенок следит глазами за мячом и фиксирует взгляд.

Слух: Он слышит, как мяч ударяется о землю или о стенку.

Осязание: Ребенок касается мяча ладонями рук.

Чувство суставов и мускулов: Он ощущает, какую силу он использует при бросании мяча.

Равновесие: Бег и игра с мячом тренируются во многих играх с мячом. При этом у детей есть выход своей энергии; они учатся сотрудничать друг с другом.

«Мяч на простыне»

Цель игры: Развитие ловкости, выносливости, меткости, координации движений, быстроты реакций, двигательных и коммуникативных способностей, закрепление и совершенствование умений и навыков владения мячом.

Цель: Развивать ловкость, координацию движений, внимание.

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

Русская народная игра «Бояре»

Цель: Развивать умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Цель: Развивать вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учить тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Русская народная игра «Ручеек»

Цель: Знакомство с традициями русского народа на основе русских народных игр, развивать ловкость, быстроту, слуховое внимание, умение согласовывать движения со словами текста.

Игры со скакалкой

Цель: Улучшаются внимание и выносливость, появляется чувство ритма.

Вот так весело, забавно мы проводим прогулки.

Подвижные игры Подвижная игра «Кот Васька» Задачи: в процессе игры дети обучаются характерным движениям животных. Дети (мышки) сидят на стульчиках или.

Подвижные игры Подвижная игра «Хоровод» Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании. Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за.

Подвижные игры для детей 3–4 лет Я работаю воспитателем 26 лет и люблю играть с ребятами. Особенно мне нравятся подвижные игры. Для этих игр нужно только желание и хорошее.

Подвижные игры (картотека) Подвижная игра «Карусель» Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус. Описание. Воспитатель.

Подвижные игры на улице В своей работе мне нередко приходится придумывать различные подвижные игры, т. к. часто бывает так, что не можешь найти нужную игру для.

Подвижные игры по ПДД Светик и Непогодка расскажут детям о правилах безопасности на дорогах! Встречаем весну безопасно! Игра «К своим знакам» Играющие делятся.

Подвижные игры по экологии Подвижные игры по экологии. «Воробьи зимой». Прыг да скок, ну что за птица, Все на месте не сидится. С виду нет его храбрей, Шустро скачет.

«Веселые игры». Собрание на тему «Подвижные игры» в рамках родительского клуба Цель: учить детей адаптироваться в новой игровой обстановке; учить выполнять действия по инструкции, под музыкальное сопровождение. Формировать.

Стенгазета «Подвижные игры» Вот и наступило лето, самое благоприятное время для укрепления здоровья и развития детей. Большую часть времени дошкольники проводят на.

Вечер народной игры «Русские народные подвижные игры» в старшей группе с участием родителей ВЕЧЕР НАРОДНОЙ ИГРЫ ТЕМА: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» (Совместно с родителями) СТАРШАЯ ГРУППА ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ Потылицына В. Н.

Картотека подвижных игр на участке летом

Скачать:

Вложение Размер
podvizhnye_igry_na_uchastke_letom.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Подвижные игры на участке летом

Консультация для воспитателей

Подвижные игры на участке летом.

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом.

Несмотря на простоту, игры с мячом очень полезны для детей, так как развивают практически все виды мышц. И не важно, кидает малыш мячик или ловит, он тренирует координацию движений и зрение. Можно придумать самые разнообразные игры с мячом, который можно как покидать, так и попинать ногой.

Можно поиграть и в такие игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания. Например, игра «Наоборот». Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Светло», поймавший должен сказать слово наоборот, т.е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает: «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий — узкий, горячий –холодный и т.д.). Можно произносить разные части речи: и существительные, и глаголы, и прилагательные. Игрок, не ответивший или замешкавшийся более чем на 10 секунд, выходит из игры.

Очень увлекательна игра с пластмассовой тарелочкой (фрисби). В неё может играть любое количество человек. Например, десять игроков встают по кругу на расстоянии 4 шагов друг от друга. Дети перебрасывают тарелку друг другу в любом направлении, но не стоящему рядом.

При помощи пластмассовой тарелки также можно поиграть и в игру Снайпер: на расстоянии 5 метров от стартовой линии на землю кладут разные предметы — кубик, кеглю, коробочку и др. Дети стараются сбить их тарелкой. Каждый игрок по очереди подходит к стартовой линии и бросает 3 раза тарелку, стараясь попасть в цель. Побеждает самый меткий участник игры, выбивший три предмета за три попытки.

Игры с обручем и скакалкой.

Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю.

Надувание мыльных пузырей.

Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.

Игра с камешками

Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.

Подвижная игра с дидактической направленностью.

Подвижная игра с дидактической направленностью, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. В подвижной игре с дидактической направленностью гармонично сочетаются два начала: учебно-познавательное и игровое двигательное.

В подвижной игре с дидактической направленностью дети учатся объединять движение и полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

На самом деле вариантов летних игр с детьми очень много, просто подключите свою фантазию, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей.

Картотека летних игр:

После того как будет выбран водящий, все встают по одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет любой цвет. Участники должны найти в своей одежде этот цвет, и держась за него, могут свободно перейти на другую сторону. У того, кого нет этого цвета, должен перебежать на противоположную сторону, чтобы его не поймали. Кого поймают, становится водящим.

Все встают в круг и ходят вокруг, водящего с закрытыми или завязанными глазами: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой! Выйди на минуточку! Поиграем в шуточку!» После чего Водяной встает и выбирает наугад любого игрока, трогает и пытается угадать — кто это. Если угадал, то угаданный становится «Водяным».

В игре участвуют команды по 4-5 человек. Дети встают в шеренги напротив друг друга и учатся плести плетень. Для этого скрещивают руки перед собой и соединяют правую руку с левой рукой соседа слева, а левую — с правой рукой соседа справа. Обе шеренги, опустив руки, идут навстречу друг другу со словами:

Раз, два, три, четыре,

Выполнять должны приказ.

Нет, конечно, в целом мире

Дружбы лучше, чем у нас!

После этого дети расходятся или разбегаются по веранде. По сигналу взрослого они должны встать в шеренги и образовать плетень. Выигрывает шеренга, выполнившая действие первой.

Участники встают в круг. Ведущий в центре крутит скакалку, которая должна проходить под ногами игроков. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.

Читайте также:  Заготовки на зиму из помидоров черри рецепты

Дети бегают, прыгают по всей площадке, а один ребенок (судья) — стоит в стороне. По сигналу воспитателя «Раз, два, три — замри!» все дети останавливаются и делают «фигуру». Судья осматривает все «фигуры», выбирает ту, которая ему нравится, и этот ребенок становится судьей. Играющие останавливаются по сигналу и каждый раз изображают новую «фигуру». Судья, выбирая «фигуру», должен оценивать красиво и точно выполненное движение.

Количество участников — нечетное. Дети становятся в ряд парами, берутся за руки и поднимают руки над головой. Получается «коридор». Оставшийся участник, хватая за руку любого человека, стоящего в паре, пробегает с ним по «коридору», и они вместе становятся в начале. Участник, оставшийся без пары, в свою очередь проделывает то же самое. В течение игры у каждого участника должен поменяться партнер.

Выбираются двое водящих: «коршун» и «клуша». Остальные играющие становятся цыплятами. Они выстраи-ваются в колонну по одному за «клушей» и крепко держатся друг за друга. «Коршуну» нужно утащить «цыпленка», а «клуша», разведя руки в стороны, защищает свое потомство. Тот, кого коршун поймает, становится водящим

Медведь на бору

Выбирается водящий — медведь, он становится в угол площадки — берлогу. Остальные играющие — дети. Они становятся на другой стороне площадки в своем доме. Пространство между детьми и медведем – бор. Дети идут в бор за грибами и ягодами, постепенно приближаясь к медведю. Во время сбора даров дети дружно говорят:

У медведя на бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь сидит,

Только после последних слов медведь, который притворялся спящим, просыпается и бежит к детям, а они быстро разбегаются в разные стороны от медведя. Задача последнего — поймать кого-нибудь из детей. Пойманный становится медведем и идет в берлогу.

Дети сидят на веранде, по слову воспитателя дети встают и поворачиваются лицом к стене, воспитатель прячет флажки по числу детей (Или один флажок – кто быстрей найдет). «Пора!» — говорит воспитатель. Дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все флажки найдены. Дети идут вдоль площадки. Держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся на лавочку и игра начинается снова. Поворачиваться лицом к воспитателю можно только после слова «пора!». Вместо словесного указания использовать колокольчик. Летом прячут флажки в кустах, за деревьями. Можно, чтоб кто-то из детей прятал, а другие искали.

Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: «Раздувайся пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся». Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет – «Пузырь лопнул», все дети опускают руки, и хором говорят «Хлоп!» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, игра возобновляется. Говорить хором «Хлоп!» и приседать на корточки только после слов «Пузырь лопнул».

Варианты: Выполнять маховые движения руками, сначала шарик маленький, затем большой – широкие взмахи руками. После слов «Да не лопайся!» воспитатель говорит «Полетели пузыри!», дети разбегаются кто куда хочет. Говорить громко, шопотом.

Лиса в курятнике.

На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест (скамейку), а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется. Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!». Можно увеличить число ловишек – 2 лисы.

Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи бегут к конюшне и запрягают лошадей (кладут руки на плечи одной из «лошадей». Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их.

Играющие делятся на 2 неравные группы. Меньшая, образует круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая «Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.

«Угадай, кого поймали»

Дети сидят на веранде, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.

С одной стороны площадки место для "бабочек" и "жучков". В стороне начертан круг — "гнездо совы". Выделенный ребенок — "сова" встает в гнездо. Остальные дети — "бабочки" и "жучки" встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 — 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.

Воспитатель предлагает играющим выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещается выполнять движение «поставить руки на пояс» или «одна руки вверх». Воспитатель делает разные движения, играющие повторяют их. Неожиданно он делает запрещенное движение. Кто из играющих ошибется и выполнит его, тот делает шаг назад и продолжает игру. Победителями считаются те игроки, которые остались на своем месте.

Все играющие должны повторять движения за воспитателем. Игрок, не повторяющий движения, делает шаг назад. Упражнения следует делать быстро.

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят – тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.

    li" data-url="/api/sort/PersonaCategory/list_order" >

  • Консультации для родителей (7)
  • Консультации для воспитателей (22)

игры с детьми летом на участке детского сада

Игра — основная деятельность ребенка дошкольного возраста, она делает жизнь детей полноценной и радостной.

Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, простор лесов и полей, солнце, тепло, пребывание на воздухе — все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала: песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д.— способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного детьми сюжета.

Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее, некоторые игры появляются неожиданно как отклик на яркие новые впечатления. Все это требует от воспитателя гибкости, оперативности и находчивости в руководстве игрой.

Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.

Читайте также:  Английское шитье по бумаге

Игра помогает воспитателю узнать каждого ребенка, найти дорогу к его сердцу, дает большие возможности для осуществления индивидуального подхода к детям, для выявления интересов, склонностей, способностей каждого ребенка и их развития в нужном направлении.

Важной предпосылкой для организации игровой деятельности детей является создание педагогически целесообразной обстановки, в которой учитывается своеобразие игровой деятельности детей каждой возрастной группы. На групповых участках создаются условия для всех видов игр. Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной двигательной деятельности детей и их игр с моторными игрушками.

Для подвижных игр, игр спортивного характера, которые летом занимают большое место в детской деятельности, необходимы хорошо утрамбованная просторная площадка, круговые дорожки. С большим удовольствием играют дети в сюжетно-ролевые игры в уютных, обвитых зеленью беседках, под навесами, в сборно-разборных открытых домиках, расположенных в разных местах участка. Игрушки, которые используют дети в своих играх, должны находиться рядом с местом игры. Хорошо иметь на групповых участках несложные сборно-разборные конструкции, которые по замыслу детей могут быть превращены в большой самолет, ракету, автобус и др.

Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком.

Песок требует систематического ухода. Один раз в неделю его следует обливать кипятком, ежедневно «прочесывать» граблями, очищая от мусора, сгребать после каждой игры, вечером и за час до игры поливать: песок будет чистым и пластичным.

Воспитатель должен внимательно следить за играми с песком, предупреждать, что насыпать его нужно осторожно, чтобы он не попал кому-нибудь в глаза. Для игр с водой можно сделать желобки или бассейны с цементированными стенками и стоком воды, можно использовать резиновые надувные бассейны или полиэтиленовые ванны и тазы. Вблизи на сетке хорошо разместить надувные резиновые плавающие игрушки, а также баночки, бутылочки из пластмассы. Особенно охотно играют с песком и водой малыши. Они любят копать песок, просеивать его через ситечко, лепить из него, используя формочки; любят переливать воду, пускать плавающие игрушки. Эти игры доставляют детям большое удовольствие, помогают познать качества и свойства материалов (сухой песок рассыпается, из влажного можно лепить, в воде одни игрушки плавают, другие тонут и т. д.).

Рядом с ящиками на столиках или полочках из металлической сетки лежат необходимые для игры с песком лопатки, совки, ситечки, формочки. Когда дети научатся лепить из песка, им можно дать дополнительно деревянные палочки, флажки, дощечки, веточки,— все это они используют для украшения своей лепки из песка.

От простого манипулирования с песком, лепки пирожков педагог постепенно переводит детей к лепке тематической, к созданию несложного сюжета в играх. Например, сделав два бугорка из песка, перекрывают их дощечкой — получается мостик. По мостику может пройти маленькая куколка, может проехать машина. Играя с детьми, воспитатель делает в их присутствии несложную постройку из песка, например домик. Он привлекает детей к украшению постройки флажками, к сооружению вокруг домика изгороди из веточек или палочек. Если дать детям мелкие игрушки (кукол, птиц и животных, автомобили и др.), обычно возникает сюжетная игра.

Участие воспитателя в игре, его показ, советы, предложения, помощь должны быть направлены на развитие детского творчества в игре. При таком руководстве дети от создания простого домика, сделанного из пирамидки песка, переходят постепенно к более сложным интересным постройкам, таким, как зоопарк, детский сад. Можно использовать плоскостные изображения животных, птиц, сделанные из фанеры или картона. К игрушке прикрепляется палочка с заостренным концом, что дает возможность воткнуть ее в песок.

Такие самодельные игрушки «втыкалочки», изображающие дома, машины, фигуры людей, деревья и др., обогащают игры детей с песком, углубляют интерес к песку как конструктивному материалу, развивают творческое воображение, способствуют превращению игр с песком в сюжетно-ролевые игры.

Большое удовольствие доставляют детям игры с водой. Резиновые бассейны, ванны, корыта должны быть поставлены на подставки, соответствующие росту детей. Рядом на проволочных сетках — игрушки и предметы, необходимые для игр с водой: резиновые гуси, утки, лодочки, пароходики; тонущие предметы — камушки; емкости для наполнения водой и выливания ее — пластмассовые стаканчики; игрушки для купания — резиновые и целлулоидные куклы.

Воспитатель учит детей аккуратно играть с водой, поддерживает радостное настроение, помогает в усвоении таких понятий, как «плавает», «тонет», «наливается», «выливается». От наблюдений за предметами в воде он постепенно переводит детей к играм с простым сюжетом: купание кукол, катание пассажиров на игрушечном пароходе или лодочке и т. д.

Песок и вода в старших группах — необходимый материал для игр детей. Наличие достаточного количества песка (15—18 м2) и места для строительства способствует созданию комплексных построек. Дети строят город: дома, скверы, подземные переходы через улицу. Затем появляется больница, детский сад, школа. Дети даже речку и пляж сделали: прорыли канавку, вставили корытце, наполнили его водой — вот и купальня для кукол готова. А через речку соорудили мост.

Вдали от шумных игр нужно разместить уголок для настольных игр: 1—2 столика, скамейки. Здесь найдут уединение любители поиграть в лото, с мозаикой и др.

Навесы, беседки, тенты, расположенные в разных местах участка, спасут детей от солнцепека и дождя и дадут им возможность играть на свежем воздухе в любую погоду.

Игрушки и пособия на ночь убирают в специальные шкафы, а утром снова выносят и размещают на участке.

Летом особенно важно следить за чистотой игрушек и материалов, ежедневно протирать их, 1—2 раза в неделю мыть в специальном дезинфицирующем растворе.

К созданию игровой обстановки на участке, уходу за игровым материалом, ремонту игрушек и т. д. следует широко привлекать детей, особенно старших групп.

Обстановка для игры на участке в течение лета может меняться, совершенствоваться. Так, могут появиться новые постройки, если у детей появился новый замысел игры.

Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду, предыдущую и последующую деятельность. Так, в наиболее жаркие часы игры детей должны быть более спокойными. Проводить их нужно в затененных местах участка или в лесу. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных и спортивных игр. Строительный материал дети полноценнее используют тогда, когда у них больше времени на игру: после занятия до обеда и после дневного сна. После ужина и перед сном проводятся спокойные игры: хороводные, настольные, игры-забавы.

Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию.

Однако наличие времени, игрового материала, соответствующей обстановки недостаточно для того, чтобы дети играли интересно, с пользой для себя, испытывая удовлетворение. Игра — это форма социальной жизни ребенка. В игре через призму детских представлений отражается окружающая ребенка жизнь.

Руководя играми, воспитатель использует знания, накопленные детьми в течение года, и обогащает их новыми. Воспитатель должен способствовать возникновению игры. Так, если у детей имеются определенные представления, например о труде на птицеферме, но игра не появляется, воспитатель должен помочь. Он напоминает детям о виденном во время экскурсии на птицеферму, задает вопросы: кто там работает, кто что делает, как оборудовано помещение, поилки, кормушки, чем кормят птицу, где утки купаются и т. д.

Затем с детьми обсуждаются такие вопросы: как изобразить «птичье хозяйство», самих птиц, озеро, кормушки, какие готовые игрушки можно использовать, что придется сделать самим и т. д.

Когда подобран игровой материал, надо подсказать детям последовательность эпизодов в игре, чтобы они правильно отражали жизнь на ферме: подъем птиц, кормление, прогулка, уборка помещения и т. д.

Таким образом, задача воспитателя — научить детей играть, использовать свои знания и впечатления, научить пользоваться игровым материалом, устанавливать правильные взаимоотношения в игре.

Детей младшего возраста особенно привлекает красочность оформления участка, отдельных его построек — домика, беседки, горки и т. д.

Игрушки для малышей лучше выносить и расставлять до начала игровой деятельности, причем в определенном порядке, тогда детям легче будет ориентироваться.

Иногда ребенку младшей группы хочется поиграть в одиночку. Нужно создать условия для такой игры. Это предупреждает утомление от длительного пребывания в коллективе. На участке младших групп должны быть беседки, игровые комнатки, огороженные флажками, и др.

Воспитатель, руководя играми малышей, поддерживает и укрепляет возникающие игровые группировки, воспитывает у детей чувство симпатии друг к другу, умение играть дружно. Постепенно от игр в одиночку или рядом дети переходят к групповым играм. Воспитатель старается объединить их в игре с крупной игрушкой (все едут кататься на автомобиле).

Чтобы дети могли отразить в играх новые, полученные летом впечатления, воспитатель организует с ними наблюдение деятельности окружающих их людей, уточняя, что и как делает, например, повар, музыкальный руководитель, шофер и др. Это помогает детям выполнить взятую на себя роль в игре.

Воспитатель содействует развитию сюжета игр путем показа несложных сценок с помощью игрушек, например, куклы едут на дачу, обедают, слушают сказку. Инсценировка знакомых детям сказок «Курочка ряба», «Репка» и др. также окажет положительное влияние на развитие сюжетных игр.

В младшем возрасте необходимо учить детей правильно использовать имеющиеся игрушки по их назначению, например плиту — для приготовления пищи, корыто — для стирки, столовую посуду — для кормления кукол и т. д., бережно обращаться с игрушками, класть их на место.

Читайте также:  График обслуживания вентиляции и замены фильтров образец

В игры детей младшего возраста следует включать знакомые им стихи, потешки, песенки о кошечке, лошадке, мишке, зайке, о детях.

Летом на просторе особенно успешно проводятся с детьми подвижные игры. Ежедневно в соответствии с требованиями «Программы» воспитатель объединяет детей для коллективной подвижной игры с правилами. Перечень игр дан в «Программе».

Большое место в деятельности малышей занимают игры с моторно-двигательными игрушками, такими, как мячи, шары, каталки, тележки, велосипеды, обручи. Они повышают двигательную активность детей, совершенствуют их движения, способствуют укреплению организма. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться моторно-двигательными игрушками, разнообразить игры, научить пользоваться игрушками не только индивидуально, но и совместно с товарищами, например прокатывать обруч друг другу.

Интересны и полезны хороводные игры, сопровождающиеся пением, такие, как «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший» и др.

Дети любят игры, сопровождающиеся стихами. Игры с мячом сопровождаются такими словами:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Многие дидактические игры детей младшей группы сопровождаются разнообразными движениями. Например,

в игре «Найди свой домик» ребенок должен добежать до флажка такого же цвета, какой в руках у воспитателя.

С детьми младшей группы можно провести много дидактических игр с использованием природного материала: с листьями (подбери такой же по форме, по размеру), с цветами (у кого цветок такого же цвета).

Представления детей о природе расширяются и закрепляются в настольно-печатных дидактических играх: «Подбери пару», «Кукареку», «Разрезные картинки» и др. Дети любят игру «Кто как кричит?». Каждый ребенок получает по картинке с изображением домашнего животного или птицы и занимает домик (стульчик, обруч, положенный на землю, и др.) Хозяйка (воспитательница) называет какое-либо животное. Ребенок, у которого имеется соответствующая картинка, откликается, издавая звуки, характерные для животного, нарисованного на его картинке.

Дети любят игру «Огоньки» («Цветные фонарики»). У детей в руках шарики разного цвета. На предложение воспитателя зажечь красные или синие огоньки они поднимают шарики соответствующего цвета. Можно играть иначе: предложить собрать шарики определенного цвета в корзинку, подбросить шарики вверх, а затем собрать их и др.

Игра «Цветные домики» проводится так: детям раздают цветные флажки. Домики (кружки, обручи и др.) обозначают тоже цветными флажками. По сигналу воспитателя каждый ребенок бежит к домику такого цвета, какой у него в руках флажок.

Окрашенные в разные цвета шишки могут быть использованы для игры на полянке. У детей в руках разноцветные ведерки или корзинки. По сигналу воспитателя: «Подул сильный ветер, разлетелись шишки по всей полянке!» — дети собирают шишки соответствующего цвета.

В игре «Ветер и листья» дети усваивают понятия «большой», «маленький». Воспитатель дает каждому листья разной величины (контрастной). Когда он говорит: «Начался ветер — полетели маленькие листочки», дети бегают, подняв маленькие листики. Когда же он говорит: «Поднялся сильный ветер, полетели большие листья», дети бегают быстрее, подняв большие листья.

Летом часто проводятся игры с овощами, фруктами, цветами. Это такие игры, как «Чудесный мешочек», «Угадай, чем угостили», игра «в поручения» и др.

Дидактические игры проводятся ежедневно с небольшими группами детей, а также с отдельными детьми.

Особенно интересно проходят летом музыкально-дидактические игры. Такие игры, как «Угадай музыкальную игрушку», «Тихие и громкие звоночки» и др., упражняют детей в различении свойств музыкальных звуков.

Много радости вызывает игра «Солнечный зайчик». Воспитатель с помощью зеркала наводит солнечный зайчик на стену и говорит:

Играют на стене,

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе.

По команде: «Ловите зайчика»—дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего зайчика. Зайчик может прыгать и по земле.

В солнечные дни можно поиграть в веселую игру «Наступи на свою тень». Дети безуспешно пытаются наступить на свою тень.

В результате накопленного опыта игровой

деятельности, расширения круга знаний и представлений об окружающем игры детей средней группы усложняются по содержанию и организации.

Условия летнего времени позволяют значительно шире знакомить детей с окружающим, организовывать с ними систематическое наблюдение труда взрослых. В связи с этим становится разнообразнее и тематика сюжетно-ролевых игр.

Воспитатель постепенно формирует у детей умение самостоятельно до начала игры определить сюжет, создать обстановку, объединиться, распределить роли, заменить необходимые в игре предметы другими (градусник — палочкой, кроватку — дощечкой на кирпичиках или кубиках), а иногда и изготовить несложную игрушку из коробочек, шишек, веток, соломы.

Воспитатель помогает детям развить сюжет знакомой игры. Детям, играющим «в детский сад», он подсказывает, что можно отразить в игре разнообразные прогулки, игры, музыкальные занятия, рисование, чтение, гимнастику, развлечения.

Дети с удовольствием играют в игру «Здравствуй, дедушка Мазай». Они должны отгадать действие по имитирующим его движениям (косят сено, сажают семена, копают землю).

Дидактические игры вызывают у детей старших возрастов большой интерес в том случае, если они требуют сообразительности, мобилизации имеющихся знаний, размышления. Летом следует широко использовать игры с природным материалом: овощами, фруктами, злаками, цветами и т. д.

Мы учим детей обследованию предметов, сравнению, узнаванию. Таковы игры «Чем похожи и непохожи» (дети сравнивают два предмета, например яблоко и картофель, куст и дерево, выявляя сходство и различие), игры «Подбери по цвету», «Времена года», «Что растет, цветет, зреет», «Угадай по запаху», «Узнай по вкусу» и др. Интересна игра «Путаница» (дети должны подобрать к ягодам соответствующие листья, к овощам ботву).

Одно из трудных понятий для детей — вес предметов. В играх «Что легче» (шишка или камушек и др.), «Подбери коробочки по их весу» (спичечные коробки, заполненные предметами разного веса) дети учатся различать вес предметов.

В игре «Вершки или корешки» детям показывают ботву разных корнеплодов и овощи без ботвы. На вопрос: «Корешок, корешок, где твой вершок?» — ребенок должен показать ботву.

С интересом играют дети в игру «Детки на ветке». В руках у детей плоды: желуди, шишки, орехи. Воспитатель показывает ветку и спрашивает: «У кого детки этой ветки?»

Есть немало дидактических игр, помогающих формированию представлений о времени: «Когда это бывает?» (времена года), «Было — будет» (вчера, завтра). Воспитатель бросает мяч и говорит: «Собираем грибы». Названный ребенок говорит: «Летом». «Праздник елки» — «Зимой» и т. д.

Увлекательны и полезны игры с загадками. Дети с удовольствием отгадывают загадки: «Шипит, гогочет, щипнуть меня хочет», «Бивни-клыки толсты, велики, хобот силен, кто это?», «Стройный, быстрый, рога ветвисты». Дети и сами могут создавать загадки — лаконичное описание предмета.

Для упражнения внимания и памяти хороша игра «Запомни». На столе под салфеткой лежат 10—15 предметов. Воспитатель показывает их один за другим, а затем просит назвать два-три последних предмета.

Включаясь в игру, воспитатель может тактично повлиять на ее ход, помочь детям уладить возникшие споры.

Большую радость и пользу приносит детям выкладывание на земле или на столе из шишек, камушков узоров и контуров предметов: самолета, автомобиля, домика и др. Вначале воспитатель может нарисовать палочкой на земле контуры предмета, а дети по нему выложат контуры из шишек или камешков.

Значительное место в старших группах занимают словесные игры. Дети охотно играют в такие игры, как «Закончи слово, предложение», «Скажи наоборот», «Черное и белое».

Мы учим детей слушать и слышать: обращая внимание на разнообразные звуки леса, предлагаем определить, что это за звуки: верхушки деревьев шумят, ручеек журчит и т. д.

Облачное небо дает возможность провести игру «На что похоже». Здесь развивается воображение и фантазия детей: одно и то же одному напоминает лицо старика, другому дом и т. д.

В старших группах проводятся и игры-забавы. Детей нужно учить чувствовать смешное. Такие игры, как «Мы тоже», «Летает — не летает», «Запрещенное движение», «Веселые путешествия», «Ловкие рыболовы», «Веселый жмурка», помогают воспитывать чувство юмора. Тот, кто ошибается, получает

смешное задание, например правой рукой взяться за левое ухо и попрыгать на одной ноге или пять раз прокукарекать и т. д. Нравятся детям веселые аттракционы «Напои лошадку» (с завязанными глазами ребенок с ведерком в руках идет к лошадке, отсчитав определенное число шагов), «Кто скорее насыплет горох в бутылку», «Приклей зайцу уши» и др. . Детям доставляет удовольствие народная игра «Молчанка». Все говорят:

Ведущий старается заставить детей что-нибудь сказать.

Дети любят веселиться, но важно, чтобы смех их был действительно здоровым и служил педагогическим целям.

Воспитатель привлекает старших детей к устройству участка, его подготовке к летней работе. Совместно с детьми намечается, где будут проводиться такие игры, как городки, кегли, волейбол, баскетбол, настольный теннис, где будет мастерская игрушек, что нужно подготовить для игр с песком, водой, где будут куклы, как разместить игрушки. В дополнение к крупному строительному материалу нужно заранее подготовить ящики, доски, куски фанеры и другой материал, который понадобится при постройках. Выслушиваются и обсуждаются предложения и пожелания детей.

Дети с первых дней чувствуют себя хозяевами участка и в течение всего лета с удовольствием поддерживают порядок, убирают его, участвуют в благоустройстве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector