Год строительства собора василия блаженного

Год строительства собора василия блаженного

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства — части бывшей Золотой Орды – в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь. Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма — имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение. Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября – в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву", встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию — 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании – подклете – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора — взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного – чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

Читайте также:  Как достать свечу из формы

В 1680-е гг. перестроили звонницу. На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов – "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу – хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI — XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора — 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы, практически полностью состоящие из икон XVI — XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII — XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Храм Василия Блаженного является приделом собора Покрова Пресвятой Богородицы и входит в число восьми церквей, окружающих периметром центральный собор. Хотя официальное название святыни Русской православной церкви именно собор Покрова, для верующих людей и тех, кто интересуется религиозными архитектурными памятниками, он известен как храм Василия Блаженного. Понять символичность храма и его значение для России и русского народа можно, рассмотрев историю возникновения уникального собора и церквей при нем.

Предпосылки строительства собора

Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке. Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием. Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.

На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, — почитанием святых Киприана и Иустины.

По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным. Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.

Читайте также:  Изготовление столов для кухни

Причины основания храма

Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича. Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа. Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.

Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма. Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.

Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.

В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.

Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:

  • Покровский собор должен был стать подобием монастыря Влахенского, в котором было явлено чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет семибашенную форму. Покровский собор в Москве должен был ознаменовать идеологию государства того времени, что Москва является Третьим Римом.
  • Идею о многопридельном соборе предложил митрополит Макарий, который хотел в центре Москвы построить еще один город, символизирующий Иерусалим, так сказать, город в городе, что тоже перекликалось с концепцией Третьего Рима. Собор Покрова Пресвятой Богородицы — это Небесный Иерусалим и он должен быть неделим, поэтому и возведены все постройки на едином фундаменте.

Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.

Как строился собор: версии

О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.

Две версии выдвигают авторами шедевра следующие имена: Постник и Барма. Путаница кроется в том, один ли это человек или два разных.

  • Одна версия предполагает, что Иван Грозный пригласил реализовать его задумку архитектора из Пскова. Звали его Постник Яковлев, но в народе было прозвище Барма. Это указывает на то, что создавал проект Покровского храма и следил за его строительством один человек.
  • Вторая версия сводится к тому, что Постник и Барма — это два разных человека, которые совместно воплотили идею о многопридельном соборе в жизнь.
  • Третья версия не имеет отношения ни к Постнику, ни к Барме. Предполагается, что автором проекта был европейский архитектор, предположительно, итальянец. Стилистика храма очень схожа с мотивами Московского Кремля, строительством которого и занимался европейский архитектор. Но документального подтверждения версии нет.

Официальной версией принято считать второе предположение, что архитекторов было двое.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Читайте также:  Встраиваемый холодильник без ручек

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Основание музея в XIX–XX веках

Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.

В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.

В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.

До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.

С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.

Современное состояние храма

Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.

В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.

Собор Покрова Богородицы, что на рву — именно так называется этот храм на Красной площади. Но в народе его чаще называют собором Василия Блаженного. Есть ещё и те, кто вспоминает название Троицкий собор, существовавшее в XVI веке. Этот храм высотой 65 метров замыкает перспективу Большой Дмитровки. А прежде, до строительства в Москве высоких домов на рубеже XIX — ХХ веков, собор был виден в перспективе больших участков Покровки, Тверской, Мясницкой, Петровки. Его по праву называли главным храмом московского посада.

Собор построен в 1555-1561 годах рядом с кремлёвским крепостным рвом. Можно сказать, на кромке рва, отсюда и его название — что на рву. Заказчиком строительства собора стал царь Иоанн Грозный. Собор строился как память о взятии столицы Казанского ханства, города Казани. Осада Казани началась 15 августа 1552 года и завершилась штурмом на праздник Покрова. Решено было построить собор с 9 престолами, или 9 церквей, в честь тех праздников, на которые пришлись важные моменты осады и штурма города.

Центральный, завершённый шатром храм — Покрова Богородицы. Вокруг него церкви: с востока — Троицы, западный храм — Входа в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины (позже был переосвящён во имя Адриана и Наталии), Павла, Александра и Иоанна Константинопольских (позже — Иоанна Милостивого), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. Вокруг всех церквей есть круговые проходы. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. Из-за московских климатических условий в середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись. Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня.

В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного (1469 — 1552). Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного.

В начале XVIII столетия в Покровском соборе было уже 18 престолов. Новые престолы освящались в помещениях подклета.

К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади. Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду.

Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике. В архитектуре собора есть много архитектурных форм, которые мог создать только человек, работавший и учившийся в Западной Европе. Но такой человек нам пока не известен.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного продолжались до 1929 года. Последний настоятель собора, о. Иоанн Восторгов, был расстрелян по приговору суда в 1918 году, а в 2000 году его причислили к лику святых. С 1991 года собор находится в совместном пользовании музея и православной церкви.

С 1931 года в ограде собора стоит памятник Минину и Пожарскому (1818 год, скульптор Иван Мартос). Памятник перенесён к собору с середины Красной площади, где он стал мешать парадам и массовым демонстрациям, проводившимся дважды в год, 1 мая и 7 ноября.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector