Будет ли введена социальная норма потребления электроэнергии

Будет ли введена социальная норма потребления электроэнергии

Начавшаяся в 20-х годах прошлого столетия электрификация нашей страны давно принесла свои результаты, и теперь доступ к электричеству имеет большинство россиян. По итогам 2012 года суммарное централизованное электропотребление составило 1037,7 млрд кВТ/час, что на 1,6% больше, чем в 2011 году.

Однако новые времена породили новые проблемы — сегодня электроэнергия расходуется гражданами и организациями неэкономно. По данным Минэнерго России, годовые потери электроэнергии в результате нерационального ее потребления составляют около трети от общего объема используемой электроэнергии.

Это вынуждает законодателя искать новые пути стимулирования бережного расходования электроэнергии. Комплексная работа в этом направлении началась в 2009 году с принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закрепившего принципы рационального расходования электричества. К важным рамочным документам в этой сфере стоит отнести также Государственную программу Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 512-р). Одним из ее показателей является снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта России не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года.

Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) — определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам) (ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике").

Эту же цель преследует затронувший многих россиян новый порядок расчета платы за электроэнергию — с применением социальной нормы потребления (постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)"). Суть этого новшества заключается в том, что определенный объем электроэнергии в пределах социальной нормы потребители оплачивают по пониженной стоимости, а потребленное сверх нормы электричество стоит дороже. Кабинет министров установил, что тарифы рассчитываются исходя из цен на электричество, применяемых с 1 июля 2013 года: в пределах социальной нормы тариф должен быть ниже этого уровня, а сверхнормативное потребление, напротив, должно превышать эту планку.

Подобная практика уже давно внедрена на Западе — так, государствам-членам ЕС рекомендовано отменить те инициативы по тарифам на электроэнергию, которые необоснованно увеличивают объем распределенной или переданной энергии 1 , а страны-участницы СНГ обязались разработать экономические механизмы, стимулирующие повышение энергоэффективности 2 .

Рассмотрим, каким образом устанавливается социальная норма и какие регионы уже затронуло нововведение.

Порядок установления. Размер социальной нормы определяют регионы, ориентируясь при этом на выборочные данные об объеме потребления электроэнергии за 2012 год потребителями, не имеющими кухонной электроплиты, в количестве не менее 10 тыс. человек, а также о количестве зарегистрированных жилых помещениях лиц (п. 3 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614) (далее — Положение).

Домохозяйство — группа потребителей, в установленном порядке зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда

Тип жилого помещения — категория жилого помещения, определяемая в зависимости от места нахождения жилого помещения в городских или сельских населенных пунктах, его оснащения в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, и (или) электроотопительными установками, и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (п. 2 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)).

Для расчета социальной нормы определяется так называемая группа домохозяйств. Всего существует шесть таких групп — первая (в жилом помещении зарегистрирован один потребитель), вторая (зарегистрировано два потребителя) и т.п. Пятая группа домохозяйств предполагает, что в жилом помещении зарегистрировано пять и более потребителей, а к потребителям шестой группы относятся проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства (п.12 Положения). Естественно, с увеличением количества зарегистрированных в жилом помещении лиц возрастает и социальная норма — для второго члена семьи надбавка составит 50 кВт/ч в месяц, а для каждого последующего — 20 кВт/ч в месяц.

Другим показателем, влияющим на размер социальной нормы, является тип жилого помещения. Их также шесть — три для городских и три для сельских поселений в зависимости от оборудования электроплитами либо электроотопительными и электронагревательными установками.

Надбавки. Имеющим кухонную электроплиту домохозяйствам полагается надбавка, размер которой устанавливается также регионом и не может превышать 90 кВт/ч в месяц на человека. Нижняя граница дополнительного объема электричества при этом не закреплена (п. 6 Методики расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)). Не учитывается при расчете социальной нормы электроэнергия, расходуемая на централизованное горячее тепло- и водоснабжение, однако если оно в жилом помещении отсутствует, также применяются соответствующие надбавки:

  • не более 3000 кВт/ч в месяц на одно домохозяйство на электроотопление в течение отопительного периода;
  • 100 кВт/ч в месяц на одного человека, если в доме есть отопительная установка, работающая по принципу водоподогрева (круглогодично) (п. 7 Методики расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)).

Льготы. Помимо надбавок, размер социальной нормы может увеличиваться в зависимости от состояния жилого помещения с учетом следующих повышающих коэффициентов:

  • 1,5 — для домохозяйств в аварийном жилом фонде либо ветхом жилом фонде со степенью износа более 90%;
  • 1,2 — для домохозяйств в ветхом жилом фонде со степенью износа более 70% (п. 15 Положения).

Льготы предоставлены также и одиноко проживающим пенсионерам (по старости или по инвалидности). Для них в первый год применения социальной нормы размер платы за весь объем потребленной электроэнергии рассчитывается по тарифу соцнормы. А начиная со второго года к социальной норме для таких домохозяйств применяется повышающий коэффициент 1,5.

и штрафные санкции. К ним можно отнести случаи оплаты всего объема потребленной электроэнергии по повышенному тарифу сверх социальной нормы — их два:

  • в жилом помещении не зарегистрирован (постоянно или временно) ни один жилец;
  • обнаружены факты несанкционированного подключения внутридомового оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или факты несанкционированного вмешательства в работу приборов учета (к примеру, скручены показатели счетчика) (п. 40 Положения).

Штрафные санкции предусмотрены и в случае, если индивидуальный прибор учета потребленной электроэнергии был утерян или вышел из строя, а потребитель не заменил его в течение двух месяцев. В этом случае к социальной норме применяется понижающий коэффициент 0,9 в течение первых шести месяцев потребления электроэнергии в отсутствие счетчика. Затем каждые полгода этот коэффициент будет уменьшаться на 0,1, но не менее величины 0,7 вплоть до установки нового прибора учета (п. 33 Положения). Отметим, что уже сейчас суды признают незаконным учет электроэнергии с помощью неисправных приборов или приборов, с которых сорваны пломбы (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2012 г. № 07АП-7919/12).

Социальная норма для хозяйственных помещений. В отношении гаражей и прочих хозяйственных построек физических лиц (погребов, сараев) социальная норма потребления электроэнергии рассчитывается как 1/6 часть от социальной нормы для конкретного типа домохозяйств (пп. "в" п. 18 Положения).

Цитата
Александр Григорьев
, руководитель Департамента исследований ТЭК (Институт проблем естественных монополий)
"Тезис о нерациональном использовании электроэнергии населением не имеет доказательной базы. По объемам среднегодового подушевого потребления электроэнергии в быту мы сильно отстаем от развитых стран: в России этот показатель отличается от стран ЕС в 1,5-2 раза, от США – в 4! Будут граждане укладываться или нет – отдано на откуп местным властям, которые и будут устанавливать конкретные параметры. Пока имеющийся опыт (соцнорма существует давно в нескольких регионах) говорит о том, что скорее всего уложиться в соцнорму будет крайне затруднительно.
Без повышения прозрачности процесса тарифообразования и наведения порядка в этой сфере любые эксперименты по нормам, скорее всего, не будут давать того эффекта, на которые рассчитывают их авторы".

Стимулирование или ограничение?

Читайте также:  Герметик силиконовый для пвх панелей

В пилотном проекте по применению социальной нормы на электроэнергию, который был запущен 1 сентября текущего года, участвуют шесть субъектов федерации.

Минимальное значение соцнормы в расчете на первую группу домохозяйств (одиноко проживающие пользователи) зафиксировано во Владимирской и Нижегородских областях (50 кВт/ч) 3 . При этом, к примеру, во Владимирской области стоимость одного кВт/ч в пределах социальной нормы составляет 2,98 руб., а потребленная сверх нормы электроэнергия оплачивается по тарифу 3,76 руб. за кВт/ч.

Самой щедрой по отношению к своим жителям оказалась Орловская область — там размер социальной нормы на электричество составляет 190 кВт/час, а если в жилом помещении зарегистрировано более пяти человек — на каждого следующего полагается дополнительно 90 кВт/час электроэнергии ежемесячно 4 .

Помимо этого, участниками пилотного проекта стали Забайкальский край (65 кВт/ч), Красноярский край (75 кВт/ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт/ч на абонента в месяц) и Ростовская область (96 кВт/ч).

Как правило, надбавка за установленную электроплиту имеет максимальное значение (90 кВт/ч), но есть и исключения — к примеру, в Ростовской области ее размер составляет 43 кВт/ч.

Первоначально планировалось, что действие эксперимента распространится на еще одну область — Самарскую, но в последний момент власти региона отказались от участия в нем.

Достаточны ли показатели социальной нормы для привычного пользования электроэнергией, можно сказать после несложных расчетов. Так, в среднем за месяц холодильник потребляет около 50-60 кВт/ч, стиральная машина — 20-30 кВт/ч, компьютер — от 20 до 60 кВт/ч в зависимости от интенсивности использования, чайник — 10-20 кВт/ч, утюг — 10-30 кВт/ч, телевизор — 10-30 кВт/ч, микроволновая печь — 5-10 кВт/ч, зарядные устройства — 5-10 кВт/ч. Если сложить минимальные ежемесячные показатели энергопотребления этой необходимой в быту техники, получим около 140 кВт/ч. Кроме того, в российских домах сегодня часто можно встретить посудомоечные машины, бойлеры, теплые полы, весьма энергозатратные кондиционеры и прочие приборы и устройства, существенно увеличивающие расход электричества.

Регионы, по утверждению инициаторов эксперимента, должны рассчитать норму таким образом, чтобы в ее коридор попадало более 70% населения. Вместе с тем, очевидно, что в большинстве случаев потребление электроэнергии не будет укладываться в социальную норму, которая уже получила прозвища "свет по карточкам", "электропаек" и "тариф "Лучина".

Перспективы применения соцнормы на электроэнергию.

Если сейчас пилотный проект запущен только в шести регионах, то с 1 июля 2014 года социальная норма начнет применяться на всей территории страны. Конечно, это потребует соответствующего нормативного регулирования как на федеральном, так и на региональном уровнях.

ФСТ России уже вынесла на общественное обсуждение проект приказа, устанавливающего предельные минимальные и максимальные тарифы на электроэнергию в рамках социальной нормы и сверх ее пределов для каждого субъекта. Предусмотренный этим документом максимальный уровень тарифа в пределах соцнормы за один кВт/ч,, колеблется от 0,85 руб. (Иркутская область) до 7,27 руб. (Чукотский АО), 6 руб. (Магаданская область), 5,73 руб. (Камчатский край) и т. д.

В перспективе распространение этого опыта возможно и в отношении водопотребления — об этом заявил вице-премьер Дмитрий Козак на встрече Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с заместителями, которая состоялась 29 июля 2013 года. Как отметил вице-премьер, соответствующей эксперимент для некоторых регионов будет организован уже в следующем году, а с 2015 года соцнормы на потребление воды будут действовать для всех россиян.

О том, какие меры воздействия на должников применяют управляющие компании и насколько они законны, читайте в нашем материале "Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтра"

Укреплять платежную дисциплину потребителей электроэнергии предлагается и с помощью усиления ответственности за несвоевременную оплату электричества. Соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении Госдумы 5 . Инициатива Правительства РФ предполагает закрепление неустойки в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки платежа. Таким образом, если годовая задолженность за электричество составляет, к примеру, 5 тыс. руб., то размер неустойки за этот же период составит 885 руб.

Кроме того, законопроект ужесточает ответственность за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и безучетное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов. Для граждан сумма административного штрафа за указанное правонарушение может составить от 1500 руб. до 50 тыс. руб. (сейчас – от 1500 руб. до 2000 руб.), для должностных лиц – от 30 до 40 тыс. руб. (сейчас – 3 тыс. руб. до 4 тыс. руб.), для юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб. (сейчас – от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб.).

Ваш ход

Рациональное использование электроэнергии сегодня "в тренде", и не только из-за ее дороговизны, но и благодаря желанию не навредить экологической обстановке избыточным расходованием электричества. В День Земли, отмечаемый в период весеннего равноденствия, жители многих стран, а также организации и органы власти в намеченное время проводят один час без электричества. Но и в повседневной жизни можно регулярно экономить на этом ресурсе — к примеру, используя энергосберегающие лампы, расходующие электричество в пять-шесть раз экономнее обычных ламп накаливания. Напомним, еще с 1 января 2011 года в России запрещены к обороту лампы накаливания мощностью свыше 100 Вт и более (ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), и в будущем курс на дальнейшее сокращение использования этого вида ламп также будет реализовываться.

Помимо этого, рекомендуем при выборе новой бытовой техники обращать внимание на класс энергопотребления — например, на европейской технике он обозначается маркировкой буквами от A до G (по степени убывания энергосбережения).

Интересные цифры приводит на своем официальном сайте Минэнерго России. Так, своевременная замена и чистка пылесборника и фильтров пылесоса экономит до 10-30% электроэнергии. Такое же количество энергии позволяют сэкономить:

  • включение кондиционера при закрытых дверях и окнах;
  • своевременное удаление накипи в электрочайнике и наполнение его по мере потребности в кипяченой воде;
  • установка холодильника как можно дальше от источника тепла (радиатор отопления, солнечные лучи и т.п.), помещение в него только остывших продуктов и своевременная его разморозка и др.

Более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года, а около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад.

Самостоятельно подсчитать потери электроэнергии при работе бытовых приборов в режиме ожидания в вашем доме, определить эффективность применения энергосберегающих ламп, а также рассчитать, сколько электричества можно сэкономить в зависимости от площади остекленения и воздухопроницаемости окон можно на сайте проекта Российского энергетического агентства "Энергоэффективная Россия".

Введение социальной нормы электроэнергии вызвало серьезный общественный резонанс — во многом это обусловлено отсутствием обсуждения ее размеров с представителями общества и недостатком информации для населения в целом. Власти подчеркивают, что новшество будет стимулировать к рациональному энергопотреблению, а также позволит малоимущим гражданам экономить на электричестве. Впрочем, в последнем многие эксперты сомневаются, указывая, что как раз россияне с низким уровнем доходов не могут позволить себе приобрести бытовую технику с более высоким классом энергосбережения и даже энергосберегающие лампы.

Читайте также:  Генератор кодов для магнитолы

В целом проблема сокращения объемов нерационально потребляемой электроэнергии, безусловно, должна носить комплексный характер и не ограничиваться установлением соответствующих мер только для граждан. Так, более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года, а в промышленности эксплуатируется 15 % полностью изношенных основных фондов. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад.

Проблему обновления инфраструктуры энергокомплекса и внедрения стандартов энергосбережения при проектировании и строительстве новых объектов государству еще предстоит решить, но привыкнуть эффективно расходовать электричество россиянам придется уже сегодня.

Документы по теме:

Новости по теме:

________________________

1 Директива № 2006/32/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "Об энергетической эффективности и энергетических услугах и отмене Директивы Совета ЕС 93/76/ЕЭС".
2 Решение Экономического совета СНГ "Об Основных направлениях и принципах взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения".
3 Постановление Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2004 г. № 623 "О социальной норме потребления электрической энергии для населения Владимирской области", постановление Правительства Нижегородской области от 28 мая 2012 г. № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением".
4 Приказ Управления по тарифам Орловской области от 24 августа 2013 г. № 1299-т "Об установлении величины социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Орловской области".
5 Текст законопроекта № 348213-6 размещен на официальном сайте Госдумы.

Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.

В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности ) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности )». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.

Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:

— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)

— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.

Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.

Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).

В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:

  • Нижегородская область
  • Ростовская область
  • Владимирская область
  • Орловская область
  • Красноярский край
  • Забайкальский край
  • Республика Крым
  • Севастополь

И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.

Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.

Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.

Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.

В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.

В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.

Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день /ночь) или трехзонному (пик /полупик/ночь) тарифах. Для каждой из этих «зон » суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы. И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.

Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать » новую схему расчета на пилотных регионах. Опыт «пилотов » оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям. Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.

Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?

Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.

Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.

Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:

— новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»

— норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно «точки присоединения» (квартиры или частного дома)

— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.

— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.

Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением ). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.

Читайте также:  Баня из оцилиндрованного леса

Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.

Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?

Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.

Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.

Первое. Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?

Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).

Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.

Второе. Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят. Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется. Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.

Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки » — по другом. А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам. И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно ) и ночного (отдельно ) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.

Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.

И третье. Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.

О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.

Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака «шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.

А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.

Правительство отложило введение социальной нормы потребления электричества для населения. Такое решение принято по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака 23 января, сообщил его представитель Илья Джус.

«Принято решение прекратить на неопределенный срок обсуждение предложений о введении дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения и поэтапной отмене понижающего коэффициента для квартир с электрическими плитами и индивидуальных жилых домов», — сказал Джус.

По его словам, этот вопрос можно будет снова рассмотреть только после детального определения финансовых последствий для различных категорий граждан. Нужно будет также учесть результаты мониторинга реальных доходов населения по итогам текущего года. Вместо введения соцнормы правительство обсудило другие меры, не связанные с финансовой нагрузкой на население, добавил Джус.

Правительство вернулось к обсуждению введения социальной нормы на электроэнергию в сентябре прошлого года. Тогда соответствующие предложения на совещании у Дмитрия Козака озвучил представитель Минэкономразвития. К 15 января министерство должно было подготовить предложения для правительства. Они почти не изменились с сентября: министерство предложило сохранить базовый тариф при потреблении домохозяйствами до 300 кВт·​ч в месяц. Потребление сверх этой нормы будет оплачиваться по повышенному тарифу, а если счетчик покажет свыше 500 кВт·​ч в месяц, потребители заплатят за электроэнергию по еще более дорогому «экономически обоснованному тарифу». Об этом сообщил «Коммерсантъ» и подтвердил РБК источник в правительстве. Для некоторых регионов границы соцнормы и повышенного тарифа могут быть увеличены до 500 и 700 кВт·​ч, а для домохозяйств, которые не подключены к сетям теплоснабжения и используют электроэнергию для отопления, соцнорма может быть установлена на уровне 3300 кВт·​ч, а повышенный тариф будет вводиться от 3500 кВт·​ч​ (для некоторых регионов эти планки предложено увеличить до 3500 и 3700 кВт·​ч​). Насколько должны были вырасти тарифы для тех, кто не укладывается в соцнорму, не сообщалось.

Зачем нужна тарифная реформа

Правительство уже пыталось ввести соцнорму потребления, но в 2014 году реформа была отложена из-за риска роста социальной напряженности. Реформа должна была помочь снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике: сейчас население платит по заниженным сетевым тарифам, а промышленные потребители — по более высоким, позволяя таким образом госхолдингу «Россети» содержать и строить новые сетевые объекты. Летом, по данным «Коммерсанта», Минэнерго оценивало объем переплаты за население в 368 млрд руб. в 2017 году, к 2022 году эта цифра ​может вырасти до 417 млрд руб.

Почему отложили введение соцнормы?

Минэнерго всегда поддерживало введение соцнормы, это правильное начинание: нужно постепенно снижать перекрестное субсидирование, сказал РБК федеральный чиновник. Но в декабре замминистра энергетики Алексей Текслер попросил Минэкономразвития направить в правительство доклад о том, что введение соцнормы в России преждевременно (копия письма Текслера от 17 декабря есть у РБК). С октября 2018 года Минэнерго получило более 120 обращений граждан, которые считают реформу опасной. Инициаторы обращений сетовали на резкий рост расходов граждан, которые используют электроплиты (льготы на электроэнергию в рамках соцнормы для них предполагается постепенно убрать. Предложение Минэкономразвития практически не имеет смысла: в 300 кВт·​ч​ укладывается почти все население, то есть эффекта для электроэнергетики не будет, зато протестная реакция населения и шум гарантированы, рассуждает источник РБК.

Это подтверждает источник в правительстве: «Перекрестку соцнорма не спасет, а народ возмутит». Кроме того, по его словам, реальной оценки эффекта от изменения тарифов до сих пор нет. Еще одна проблема — в диспетчеризации дифференцированных тарифов, говорит один из собеседников РБК. Не факт, что существующие приборы учета смогут фиксировать разницу потребления, а цифровизация займет много времени и дорого обойдется, добавляет он.

Для реформы тарифов на электричество, которая приведет к их росту, сейчас не лучшее время, говорит политолог Алексей Макаркин. Слишком близко пенсионная реформа, недовольство которой стихло, но никуда не делось, с января вырос НДС, рейтинги власти снижаются, напоминает он. По словам Макаркина, теоретически проведение подобной реформы возможно после парламентских выборов в 2021 году.

Ссылка на основную публикацию
Болезни мандаринового дерева в домашних условиях фото
Так как болезни мандарина могут быть разными, необходимо вовремя определить проблему и применить соответствующие меры по ее устранению. Только тогда...
Бетон на гранитном щебне
Основные составляющие бетона – песок, щебень, цемент, вода. Заполнитель бетона – одна из важнейших составляющих, так как от его качества...
Бетонная лестница на металлических косоурах
Коровин Сергей Дмитриевич Магистр архитектуры, закончил Самарский Государственный Архитектурно-Строительный Университет. 11 лет опыта в сфере проектирования и строительства. В малоэтажном...
Болезни плодовых деревьев и их лечение фото
Для того чтобы сад радовал богатым урожаем фруктов, дачнику понадобится не один год упорной и кропотливой работы. Недостаточно просто посадить...
Adblock detector