Арматурные работы на стройплощадке

Арматурные работы на стройплощадке

Арматурные работы на строительной площадке

Монолитные железобетонные конструкции армируют каркасами, сетками или отдельными стержнями.

Плоские и пространственные каркасы изготовляют на арматурных заводах или цехах и поставляют на строительную площадку в комплекте. Если по условиям транспортирования невозможно доставить каркас в целом виде, его перевозят по частям, а на строительной площадке выполняют его укрупнитель-ную сборку с использованием кондукторов и других приспособлений, обеспечивающих точность фиксаций элементов каркасов. Соединяют элементы дуговой или ванной сваркой.

При больших объемах работ арматурные конструкции укрупняют на сборно-комплектовочной площадке, затем транспортируют в зону установки и действия монтажного крана. При небольших объемах допускается вязка или сварка каркасов из отдельных арматурных стержней на месте возведения сооружения или в непосредственной близости от него, но обязательно в зоне действия монтажного крана.

При армировании массивных конструкций сварными сетками их стыкуют нахлесточным соединением или путем установки дополнительных стыковых сеток с перепуском концов арматуры, равным 30…50 ее диаметрам, но не менее 250 мм. Пои установке нескольких сварных сеток по ширине их стыки располагают вразбежку.

Применение нахлесточных соединений приводит к существенному перерасходу арматурной стали, требует дополнительных работ по фиксации положения стыкуемых элементов. Все это связано со значительными затратами ручного труда. Как правило, работы по стыковке арматурных каркасов, сеток и стержней трудоемки, требуют внимательного и напряженного ручного труда сварщиков. Качество производства таких работ еще недостаточно высокое.

Советские ученые разработали мобильные машины МСМ-1 и МСМ-2 для сварки стержневой арматуры максимальным диаметром 25…32 мм, позволяющие существенно механизировать сварочные процессы, повысить качество работ и производительность труда при армировании горизонтальных поверхностей.

Машина (рис. 76) размещена на самоходном шасси шагающего типа, которое позволяет ей перемещаться по уложенной сетке, и состоит из сварочного трансформатора, подвесной точечной сварочной машины, насосной гидравлической станции, автономной станции охлаждения и шкафа управления. Сварочные клещи подвесной точечной машины размещены на стреле. С одной позиции сваривают стыки в радиусе поворота стрелы 4…5 м. Машина в пределах одной захватки совершает движение вдоль фронта сварки стыковых соединений. На другую захватку ее переставляют краном.

Наибольший эффект от применения этих машин получают при устройстве монолитных железобетонных конструкций значительных размеров в плане: фундаментных плит под жилые и промышленные объекты, монолитных перекрытий, дорожных и аэродромных покрытий и др. Трудоемкость работ при таком методе стыковки существенно сокращается.

В практике монолитного строительства широко используют бессварочные методы установки арматуры, которые являются более прогрессивными, так как позволяют повысить коррозионную стойкость арматуры и снизить энергетические затраты. К ним относятся соединения рабочих стержней на муфтах и пластмассовых фиксаторах, соединение пересекающихся стержней пружинными скобами и др. Механизированный инструмент для их устройства отличается портативными размерами и позволяет производить гидравлическое обжатие разогретых муфт.

Для скрепления пересекающихся стержней применяют различные конструкции пружинных фиксаторов. Используются четыре типа фиксаторов: I, III — для одностороннего соединения арматурных стержней, II, IV — для двустороннего соединения.

Пружинный фиксатор обеспечивает гарантированное качество соединений и снижает трудоемкость установки по сравнению с ручной вязкой в 2,5…3 раза. Соединение пересекающихся арматурных стержней фиксаторами можно осуществлять как в опалубке, так и при предварительной сборке арматурных элементов в кондукторах и шаблонах.

Большой объем арматурных работ занимают вертикальные конструкции (например, стены, фундаменты, колонны). Их армируют, как правило, пространственными или плоскими каркасами (блоками). Монтаж таких арматурных изделий состоит из следующих технологических операций: разгрузка и подача изделий непосредственно в сооружение или на площадку временного складирования; установка в проектное положение с временным раскреплением их сваркой или растяжками; установка в проектное положение и окончательное соединение стыков сваркой; проверка выполненных работ и сдача их мастеру или производителю работ. Все технологические операции выполняют с максимальным использованием средств механизации.

Практикой выработан ряд приемов, облегчающих монтаж арматуры. Так, арматурные каркасы колонн устанавливают в проектное положение при одной или двух открытых сторонах опалубки. В многоэтажных сооружениях готовые каркасы опускают в коробы опалубки сверху, а вертикальные стержни соединяют с выпусками арматуры фундамента через нижнее боковое отверстие в опалубке колонн.

Технологическая схема установки тяжелых каркасов фундаментов с использованием монтажного крана и самобалансирующейся траверсы приведена на рис. 4. Такой тип строповки позволяет переводить тяжелый арматурный каркас в вертикальное положение без дополнительных усилий за счет перемещения центра тяжести системы.

Монтаж таких каркасов производится двумя монтажниками. Проектное положение каркаса на период установки опалубки фиксируется с помощью расчалок и фиксаторов.

Стены круглых резервуаров и подпорные наклонные стены армируют каркасами при наличии одного внешнего или внутреннего щита опалубки. Это позволяет упростить процесс временного крепления арматуры, так как щит используется в качестве опоры.

Проектное положение арматурных конструкций при монтаже обеспечивается правильной установкой фиксаторов, прокладок и подкладок, а также временных крепежных устройств (подкосов, схваток, растяжек и хомутов).

Очень важно обеспечить проектное положение арматурных стержней. При этом особое влияние на долговечность железобетонных конструкций оказывает наличие защитного слоя арматуры в бетоне. Защитный слой бетона предохраняет арматуру от коррозии, повышая сроки ее службы.

Для обеспечения защитного слоя в конструкциях арматурных каркасов предусматривают специальные упоры или удлиненные поперечные стержни, которые, соприкасаясь с опалубкой, фиксируют положение арматуры. Такое решение допускается при работе конструкций в сухих условиях. В остальных случаях защитный слой достигается установкой бетонных и пластмассовых фиксаторов, которые привязывают или надевают на арматурные стержни. Наиболее эффективны и удобны устранения осевого смещения соединяемых стержней, а верхней струбциной, обеспечивающей проектное положение каркаса относительно палубы щита. Для обеспечения защитного слоя на стержни каркаса устанавливают пластмассовые фиксаторы з в трех-четырех уровнях по высоте с расстоянием между ними, не превышающем 1 м.

Читайте также:  Выкатная тумба на кухне

Наибольшая эффективность арматурных работ обеспечивается при использовании арматурных опалубочных блоков. При этом достигается снижение трудозатрат в 5…6 раз и сокращение расхода материалов на опалубку. Арматурные опалубочные блоки перекрытий и покрытий изготовляют на заводах железобетонных изделий или полигонах и сочетают в себе элементы железобетонной плиты, выполняющей функции несъемной опалубки и замоноличенного в ее основание укрупненного арматурного каркаса. После монтажа таких элементов производят их бетонирование.

Новый сервис — Строительные калькуляторы online

Железобетон – это строительный материал, в котором объединены вместе бетон и стальная арматура.

Арматуру располагают в растянутой зоне конструкции для восприятия растягивающих напряжений.

Сжимающие напряжения передаются на бетон.

Соединение бетона и стальной арматуры обеспечивает высокую прочность железобетонной конструкции при сжатии, растяжении и изгибе.

В отдельных случаях арматуру применяют для усиления бетона против сжимающих усилий, для восприятия усадочных, температурных, транспортных и других временных и постоянных нагрузок.

Достоинства монолитного железобетона во многом определяет рациональное армирование.

Для монолитных конструкций тип арматуры выбирается с учетом особенностей работы этих конструкций, их размеров и конфигурации, а также технологии и организации работ по возведению монолитных зданий и сооружений.

При назначении методов армирования учитывается технологичность установки, которая определяет трудоемкость, количество немеханизированного труда, интенсивность выполнения работ.

В составе комплексного процесса выполнения конструктивных элементов здания арматурные работы составляют 17-30% стоимости и 15-25% трудоемкости.

Анализ затрат труда на арматурные работы показывает, что до 15% общей трудоемкости работ приходится на операции по сборке и сварке арматуры, из них около 60% работ выполняется вручную.

Арматура железобетонных конструкций классифицируется по назначению, по условиям работы, по способу изготовления.

По назначению — на арматуру рабочую, которая воспринимает, главном образом, растягивающие усилия, возникающие в процессе эксплуатации конструкций, распределительную — для распределения усилий между рабочей арматурой, закрепления стержней в каркасе и обеспечения их совместной работы, монтажную — для обеспечения проектного положения отдельных стержней при сборке плоских и пространственных каркасов, хомуты — для восприятия поперечных усилий и предотвращения косых трещин в бетоне.

По условиям работы арматуру подразделяют на ненапрягаемую и напрягаемую.

Ненапрягаемую арматуру применяют в обычных железобетонных конструкциях, а также в предварительно напряженных, где она является нерабочей.

В качестве напрягаемой рабочей целесообразно применять арматуру из высокопрочной стали, которая может воспринимать максимальные растягивающие силы.

По способу изготовления арматуру подразделяют на стержневую и проволочную.

Стержневую и проволочную арматуру выпускают гладкой и периодического профиля.

Стержневую арматуру подразделяют на следующие виды :

— горячекатаную (классов А-I; А-II А-III, А-IV; А-V);

— термически упрочненную (классов Ат-IV; Ат-V; Ат-VI);

— упрочненную вытяжкой (классов А-IIв и А-IIIв).

Профили арматуры:

а – гладкая круглая; б, в – горячекатаная периодического профиля, классов А-II и А-III; г, д – сплющенная проволока; е – прядевая семипроволочная.

Проволочную арматуру подразделяют на следующие виды :

— арматурную проволоку из низкоуглеродистой стали круглую класса В-I и периодического профиля Вр- I, из углеродистой стали (высокопрочную) круглую класса В-II и периодического профиля Вр-II;

— арматурные пряди и канаты.

Арматурные пряди семипроволочные класса К-7 и 19-проволочные класса К-19, а также канаты двухпрядевые класса К-2, трехпрядевые – К-3 и многопрядевые – Кп.

Арматурные стали классов А-I, А-II, А-III, В-I, Вр-I используют в качестве ненапрягаемой арматуры в обычных и преднапряженных конструкциях.

Железобетонные конструкции армируют арматурными изделиями заводского и построечного производства :

— плоскими и гнутыми сетками;

— плоскими и пространственными каркасам;

— различными типами закладных деталей.

Виды арматурных изделий:

а – плоская сетка; б, в – плоские каркасы; г – пространственный каркас; д — пространственный каркас таврового сечения; е — то же, двутаврового сечения; ж — гнутая сетка; и — то же, криволинейного сечения; к – закладные детали.

Часть арматурных изделий в настоящее время унифицированы.

В ЦНИИпромзданий и ЦНИИОМТП разработаны унифицированные арматурные сетки и примеры армирования различных конструкций с использованием их.

Оптимальная длина сеток, мм, при ширине, мм

Оптимальная длина сеток, мм, при ширине, мм

Арматурные работы включают в себя следующие процессы:

централизованная заготовка арматурных элементов;

транспортирование арматуры на строительную площадку, сорти­ровка и складирование;

укрупнительная сборка арматурных элементов, изготовление арматурных изделий;

установка в опалубку стержней, сеток, плоских, пространственных и несущих арматурных каркасов;

соединение отдельных монтажных единиц в единую армоконструкцию;

раскрепление армоконструкции, гарантирующее обеспечение над­лежащего защитного слоя при бетонировании.

Все процессы армирования железобетонных конструкций можно объединить в две группы: предварительное изготовление арматурных элементов и установка их в проектное положение.

3. Изготовление арматурных изделий

Арматурные изделия изготовляют централизованно на арматурно-сварочных заводах, в арматурных цехах и мастерских.

Читайте также:  Mini usb разъем распайка

Проволока диаметром до 10 мм и сталь периодического профиля диа­метром до 9 мм поступают в арматурную мастерскую в бухтах, а сталь больших диаметров — прутьями длиной от 4 до 12 м, объединенными в пакеты до 10 т. Готовые сетки для заготовки каркасов поступают плоски­ми или в рулонах. Складируют сталь на стеллажах раздельно по маркам, диаметрам и длине стержней. Хранение производят в закрытом помеще­нии или под навесом, запрещено класть арматуру на земляной пол.

Процесс изготовления ненапрягаемой арматуры состоит из отдель­ных технологических операций, которые объединены в следующие тех­нологические группы:

заготовительные операции включают: очистку и выпрямление стержней; соединение стержней в непрерывную плеть посредством сты­ковой сварки; разметку и резку на стержни требуемой длины; сварочные операции, выполняемые контактной точечной сваркой для плоских сеток и каркасов на одно- и многоэлектродных машинах, а также стыковой и дуговой сваркой;

сборочные операции, включающие установку и приварку закладных деталей, отдельных криволинейных и изогнутых стрежней, резку листо­вой и профильной стали, укрупнительную сборку пространственных кар­касов из плоских каркасов и сеток.

Заготовительные операции ведут двумя потоками — для катанки и стержневой арматуры. Сталь, поступающую в бухтах (катанка) с бухтодержателей, направляют на станки-автоматы, одновременно производя­щие очистку поверхности стержня от ржавчины, правку искривлений проволоки и ее резку. Концы заканчивающейся и новой бухты соединяют в непрерывную плеть машиной для стыковой сварки. По ходу движения катанки установлены станки для точной резки и гнутья.

Стержни, поступающие на технологическую цепочку, правят, очища­ют от ржавчины, сваривают стыковой сваркой в непрерывную плеть во избежание отходов, затем их режут на обрезки с заданными размерами и, при необходимости, передают на станок для гнутья.

4. Соединение арматурных элементов. Способы сварки

Установку арматуры и арматурных изделий осуществляют машина­ми и механизмами, используемыми на строительной площадке. В отдель­ных случаях и в неудобных для применения механизмов местах произво­дят ручную укладку арматуры и ее вязку.

Основные способы соединения арматурных стержней между со­бой — укладка внахлестку или сварка. Соединение нахлесткой без свар­ки используют при армировании конструкций сварными сетками или плоскими каркасами с односторонним расположением рабочих стержней арматуры и при диаметре арматуры не выше 32 мм. При этом способе стыкования арматуры величина перепуска (нахлестки) зависит от харак­тера работы элемента, расположения стыка в сечении элемента, класса прочности бетона и класса арматурной стали.

При стыковании на сварке сеток из круглых гладких стержней в пре­делах стыка следует располагать не менее двух поперечных стержней. При стыковании сеток из стержней периодического профиля привари­вать поперечные стержни в пределах стыка не обязательно, но длина на­хлестки в этом случае должна быть увеличена не менее чем на пять диа­метров свариваемой арматуры. Стыки стержней в нерабочем направле­нии (поперечные монтажные стержни) выполняют с перепуском в 50 мм при диаметре распределительных стержней до 4 мм и 100 мм — при диаметре более 4 мм. При диаметре рабочей арматуры 26 мм и более сварные сетки в нерабочем направлении рекомендуется укладывать впритык друг к другу с перекрытием стыка специальными стыковыми сетками с пере­пуском в каждую сторону не менее 15 диаметров распределительной ар­матуры, но не менее 100 мм.

При сварке арматуры между собой металл оказывает небольшое со­противление прохождению электрического тока. В соответствии с зако­ном Джоуля—Ленца для сокращения времени сварки и повышения про­изводительности труда применяют токи большой силы, доходящей до 50 000 А и невысокое напряжение — не более 30. 60 В. При контактной сварке в месте контакта сопротивление движению электрического тока во много раз превышает сопротивление на остальном пути тока, здесь усиленно выделяется теплота, металл разогревается до пластического со­стояния, пересечение стержней сжимается и происходит их сварка.

В цепи наибольшее сопротивление имеет стык стержней, в этом месте наиболее интенсивно выделяется теплота, которая разогревает торцы стержней до пластического и частично жидкого состояния. При этом ме­талл в месте сварки плавится почти мгновенно, время пропускания, тока измеряется долями секунды. Стержни с силой прижимают друг к другу, в результате чего они свариваются. Для сварки используют специальные трансформаторы, которые понижают напряжение с номинального 220. 380В до требуемого и одновременно увеличивают силу тока.

Электрическую энергию можно преобразовать в тепловую двумя спо­собами:

пропусканием тока через свариваемые детали; на этом принципе основана контактная сварка с применением давления, при которой нагрев производится теплотой, выделенной при прохождении электрического тока через находящиеся в контакте соединяемые детали;

при помощи электрической дуги или сваркой плавлением; нагрев соединяемых элементов осуществляют электрической дугой.

Контактная сварка. Контактная сварка имеет следующие основные разновидности:

• точечная контактная сварка, применяемая для соединения пересе­кающихся стержней в сетках и каркасах;

• стыковая контактная сварка, которая целесообразна для соединения стержней между собой, когда требуется увеличение их длины, а также ‘ для сращивания обрезков и стержней между собой.

Точечная контактная сварка. Сущность этой сварки в том, что два стержня (или более) в месте их пересечения зажимают между электрода­ми сварочной машины. При пропускании тока под действием выделяе мой теплоты металл стержней в свариваемом месте накаляется докрасна, размягчается и под действием сдавливающего усилия стержни прочно со­единяются между собой.

Читайте также:  Вязание следков с листочками спицами

При автоматической сварке подача деталей, их закрепление, процесс кварки и выдача готовых изделий происходит без участия человека. При полуавтоматической сварке детали подают вручную, а готовое изделие после сварки перемещается автоматически.

Стержни, покрытые коррозией и окалиной, предварительно очищают в месте контакта или используют двух импульсную сварку — при первом импульсе происходит пробой окалины, при втором — сварка стержней.

Достоинства точечной контактной сварки — высокая производительность, небольшой расход энергии при использовании токов большой :илы в течение малого отрезка времени, возможность механизации и автоматизации процесса, отсутствие расхода металла на электроды. Сборку, а затем и сварку стыкуемых элементов осуществляют с применением кондукторов, которые обеспечивают точность геометрических размеров взаимное расположение стыкуемых стержней.

Контактная стыковая сварка производится методами непрерывного и прерывистого оплавления.

Сварка методом непрерывного оплавления отличается тем, что два свариваемых стержня, подключенные к электрической цепи, начинают медленно сближаться до соприкосновения и одновременного замыкания цепи тока. Начавшееся при включении цепи оплавление металла увеличивается при сближении стержней и завершается сильным сжатием оплавившихся концов. Когда сжатие (осадка) достигает необходимой величины, ток отключают, и сваренные стержни вынимают из зажимов машины. Преимущество сварки в том, что сварной шов может быть расположен в любом месте арматурного каркаса или несущей конструкции.

Сварка методом прерывистого оплавления. В результате сближения: разъединения стержней (одновременно замыкания и размыкания электрической цепи), количество которых колеблется от 3 до 20, концы стержней нагреваются и частично оплавляются. Стержни большого диаметра таким образом нагревают до красного или светло-красного каления затем соединяют их под давлением. Предварительный прогрев повышает температуру свариваемых стержней и тем самым понижает мощность, необходимую для сварки. При стыковой сварке стержни, зажатые губками сварочной машины, соединяют по всей поверхности их торцов и после необходимого предварительного прогрева сжимают.

Достоинства стыковой контактной сварки — высокое качество стыков соединяемых элементов, минимальные затраты электродов и других вспомогательных материалов, возможность механизации и автоматизации процесса сварки, высокая производительность труда.

Дуговая электросварка. Дуговую сварку, т.е. сварку с помощью электрической дуги, которая горит в атмосфере между концом металлического электрода и свариваемой деталью, применяют наиболее часто.

Дуговая электросварка может выполняться как с помощью перемен­ного, так и постоянного тока. Сварка на переменном токе по сравнению с другими видами наиболее экономична. Для получения электрического тока нужных характеристик вместо сложных и громоздких генераторов постоянного тока применяют легкие, мобильные и более дешевые транс­форматоры переменного тока. Дуга представляет собой электрический разряд в газовом пространстве, длящийся продолжительное время, выде­ляющий большое количество световой энергии и имеющий температуру, доходящую до 6000 °С. Нужная тепловая мощность, исчисляемая тысяча­ми калорий, легко регулируется изменением силы тока. Минимальное напряжение, необходимое для возбуждения дуги, составляет при постоян­ном токе 30. 35 В, а при переменном — 40. 50 В.

Электроды, которые применяют для сварочных работ, имеют специ­альное покрытие, которое при сварке испаряется, образующиеся пары легко ионизируются и таким образом повышают устойчивость дуги. При плавлении металл электрода стекает и, охлаждаясь, образует на сваривае­мой поверхности шов, от прочности которого зависит и прочность свар­ного соединения в целом. Длина дуги оказывает свое воздействие на ка­чество шва. Чем дуга длиннее, тем большее расстояние проходит рас­плавленный металл от электрода до шва и, поглощая из воздуха кислород и азот, ухудшает свои механические свойства.

Достоинства дуговой сварки — универсальность, возможность при­менения в любой точке сложного арматурного каркаса и достижения тре­буемой прочности сварного шва. Недостатки дуговой сварки — дополни­тельный расход металла на электроды, низкая производительность труда, требуется более высокая квалификация сварщиков. Обычно сваривают стержни диаметром 10 мм и более, так как при меньших диаметрах стерж­ней возможен их пережог.

Из существующих способов дуговой сварки наиболее часто встреча­ются следующие — внахлестку, с накладками и ванная (рис. 8.3).

Сущность ванного способа сварки заключается в том, что электриче­скую дугу возбуждают между торцами свариваемых стержней при помо­щи электродов. Выделяемая теплота расплавляет металл с торцов стерж­ней и с электрода, в результате чего создается ванна расплавленного ме­талла. Зазор между стержнями принимается равным 1,5. 2 диаметра электродах покрытием. Для образования ванны используют инвентар­ные медные формы и стальные скобы-подкладки. Способ имеет ряд пре имуществ по сравнению с другими видами дуговой сварки — уменьша­ется расход металла на стык, снижается расход электродов и электроэнер­гии, а также трудоемкость и себестоимость. Ванная сварка применима для стержней диаметром от 20 до 80 мм.

При дуговой сварке один из проводников тока присоединен к свари­ваемым деталям, а другой — к электроду, зажатому в электродержателе. После включения тока сварщик касается электродом места сварки, замы­кая при этом цепь, и сразу же отводит электрод от детали на 2..-А мм. Об­разующаяся дуга расплавляет стержень электрода и частично сваривае­мые детали, металл которых соединяется с металлом электрода. Темпера­тура у конца металлического электрода достигает 2100 °С, у свариваемых элементов — 2300 °С, в центре дугового столба — около 5000. 6000 °С.

Ссылка на основную публикацию
Антенна вай фай для смартфона
Всем привет!Приобрел недавно материнку от бюджетного смартфона с 4G для использования как Wi-Fi роутера, но столкнулся с очень слабым сигналом...
Адаптер для black decker
Зарядное устройство BLACK+DECKER BDC2A-QW 18 В Зарядное устройство Black & Decker BDC2A, 18 В, 2 А. Аккумулятор для Black&Decker A12...
Адаптер для подкатного домкрата
Производитель: AE&T Артикул: 1220 Страна-изготовитель — Китай Вес нетто, кг/брутто — 14/15 кг Грузоподъемность — 2 т Длина — 690-1000...
Антенна восьмёрка для цифрового телевидения
Сегодня эфирное телевидение наиболее распространено среди пользователей. Оно работает путем улавливания излучения от вещателя на приемник. В силу ряда факторов...
Adblock detector